Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Журнал > Хождение за три моря: Фильм Сергея Члиянца «Ветер»

Хождение за три моря: Фильм Сергея Члиянца «Ветер»

23 октября 2025 /
Хождение за три моря: Фильм Сергея Члиянца «Ветер»

Сценарий еще в 1990-х написал блистательный дуэт сценаристов Петра Луцика и Алексея Саморядова.

Жанр фильма обозначен как драма, но это максимально общее определение. Потому что назвать его можно и притчей, и сказкой, и фэнтези – в нем имеется вполне очевидная мистическая составляющая… Сюжет «Ветра» вдохновлен русскими народными сказаниями, да и сама картина в целом – все, что с ней связано, и кто с ней связан, – окутана легендами.

Это широкоэкранный режиссерский дебют Сергея Члиянца – личности для российского кинематографа уже культовой. Он продюсировал такие громкие ленты, как «Прибытие поезда», «Мама, не горюй», «Окраина», «Даун Хаус», «Бумер», «Настройщик», «Живой», «Как я провел этим летом». Все это не просто фильмы-события – каждый из них сделал имя своим создателям.

Сценарий еще в 1990-х написал блистательный дуэт сценаристов Петра Луцика и Алексея Саморядова. Два невероятно талантливых и неординарных творца и друга. Жизни обоих трагически оборвались во цвете лет, но Луцик незадолго до смерти подарил текст Члиянцу. И все эти годы Сергей Эдгарович мечтал сделать то, что не успел его товарищ.

Все, кто смотрел «Окраину», самый знаменитый фильм Луцика и Саморядова, не смогут не считать стиль этих самобытных авторов. По сути, история, рассказанная в «Ветре», – переосмысление русского фольклора и погружение в него. Время и место действия опознанию не поддаются. Прошлое, настоящее или будущее?.. Но это и не важно, «в некотором царстве, в некотором государстве» «пошел туда, не зная куда», и даже зачем идти, не суть – главное, что найти.

Главный герой, молодой рыбак Иван Морозов (Даниил Феофанов), живет в одном из немногих уцелевших домов разоренного войной хутора. Вокруг лишь голая степь и холмы, да и в море ни рыбешки. Дома не осталось даже соли, и Иван уходит на поиски пропитания, пообещав жене Кате (Серафима Гощанская) вернуться с добычей и даже с платьем, о котором она так мечтает. По дороге он встречает соседа Сергея Волкова (Олег Васильков), и вместе пускаются они в путь через бескрайнее обмелевшее море…

Аллюзии и фольклорные отсылки повсюду: Сергей Волков – человеческое воплощение Серого волка (талант и харизму Олега Василькова хочется отметить особо), верного и мудрого соратника сказочного Ивана. Сцены, в которых Иван и Сергей бредут по морю, аки по суху, в сторону горизонта, – тоже многослойны. А главное испытание этого парня с выгоревшим на ярком солнце лицом ждет дома по возвращении.

Невольно вспоминается предание: «Ходил Иван за три моря – искал Иван свое счастье. Нашел Иван свое горе – разбилось сердце на части. Там счастья век не видали, о нем и слыхом не слышно. Хотел купить – не продали. Хотел украсть – да не вышло». Сказочность и даже будто бы нереальность происходящего подкреплена всем – и сюжетом, и афористичными диалогами («Гнилое море, сколько людей тут прошло – их костей никто не считал. А мне здесь нравится»), и меланхоличными гитарными переборами Дмитрия Павлова, и акапельной песней про кукушечку, и, наконец, потрясающей визионерской работой оператора Данилы Горюнкова («Айта»).

«Ветер» – один из самых завораживающих эстетикой кадра фильмов последних лет. Экран магнетизирует – считывает ли зритель все заложенное авторами, узнает ли, например, в одной из сцен оммаж «Свой среди чужих, чужой среди своих» (кстати, тоже ведь режиссерский дебют!) Никиты Михалкова, – не проникнуться энергией картины, не провалиться в нее, как Алиса в кроличью нору, практически невозможно.

Ветер

Тем важнее смыслы, которые фильм транслирует. Тут и поиск веры, и укрепления в ней, и обретение любви не только к человеку, но к своей земле, через испытания и самопожертвование, а обретя эти знания, можно и смерть победить. И сцена с возлюбленной в финале – как свежий ветер, который обещает перемены и дает надежду на новую жизнь.

Весь фильм, как бисером, прошит общечеловеческими библейскими символами, и считать сразу все послания непросто. Потому и хочется еще и еще окунуться в этот сказочный мир и собрать в итоге свой нравственный пазл.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: