Музыкальная сказка из прошлого ожила в Новом Театре.
Для самых маленьких зрителей и их родителей в Новом Театре дают иммерсивный спектакль «Детский альбом Чайковского», в котором участие принимают артисты, оперные певцы и музыканты. Постановщик Александр Легчаков опирался на драматургическую концепцию, выстроенную самим композитором – «легкие фортепианные пьесы» идут в определенной последовательности. Это один день из жизни ребенка, который, просыпаясь, радуется новому дню, а вечером, ложась в постель, перебирает пережитые события и надеется на столь же радостное завтра.
Место лирического героя занимают сразу все маленькие гости театра, пространство которого по щелчку пальцев превращается в магическое зазеркалье. Перед началом ребята сами разрисовывают маски, в которых попадут на волшебный бал, и под присмотром заботливых нянюшек разучивают правила этикета и танцевальные па. Несмотря на всеобщее веселье, артисты следят, чтобы никто не оставался в стороне, подбирают пары по возрасту и даже поправляют одежду.
Порядок тоже поддерживается строго – особенно разошедшихся бунтарей мягко направляют в нужное русло и не дают сорвать намеченный план. Зачарованные дети подчиняются: кто-то рассматривает серьги-васильки и расшитые золотом накидки, кто-то вслушивается в звонкие голоса, кто-то норовит сунуть свою ладошку заботливой нянюшке, чтобы оказаться в самом центре событий.
В Новом Театре хорошо знают своего зрителя: в постановку вплетены интерактивные элементы, когда ребята могут выплеснуть накопившиеся эмоции. В Камерном зале мальчики седлают игрушечных лошадей и бьют в барабаны, а девочки осваивают реверансы.
В Готическом зале они вновь встретятся и будут танцевать польку и водить русский хоровод под чутким руководством шарманщика. Глаза в этом зале разбегаются: в одном углу замерли стойкие солдатики, в другом – их бравый капитан, а на высоком помосте притихла заводная кукла. Фея и ее помощницы пробуждают героев с помощью музыки (и конечно, капельки волшебства), и дети не могут сдержать восхищенного удивления.
Анфилады особняка превращены в масштабные фотозоны с огромным камином (внутри переливается искусственное пламя), воздушными шариками и настоящим пианино, на котором можно наиграть любимую мелодию. Остановиться там можно после окончания спектакля – разбредаться в ходе действия не позволяют ни детям, ни взрослым.
Призрачный свет – голубой, фиолетовый и розовый – создает атмосферу тайны, а артисты не выходят из образов даже в самых неожиданных ситуациях. Они иронично переглядываются, всегда готовые и выслушать гостей, и направить их, и даже позвать на самую настоящую сцену: когда в финальной части разыгрываются французские и немецкие романсы (классическая музыка дополнена стихами Виктора Лунина), иллюстрировать их вызываются юные добровольцы.
Через весь спектакль проходит тема молитвы. При этом обращение к Богу выглядит не архаично, а преемственно – даже если дети слишком малы, чтобы полностью осознать, что именно до них хотят донести, они способны проникнуться атмосферой и чарующей, успокаивающей музыкой.
Она, кстати, гипнотически влияет и на взрослых: даже знакомые мелодии в старинных залах звучат как-то особенно. Словно оказался в пространстве, оторванном от перегруженной событиями реальности, а оттого полном неги и сладких грез. И в этом контексте спектакль работает на контрасте – в один момент можно умилиться, увидев своего счастливого ребенка в окружении оживших игрушек, а в другой – вспомнить собственное детство и поверить в сказку самому.
Комментарии