Фото: Александр Колбая
Когда у новой премьеры «Модерна» еще не было названия, но уже была первая фотография, даже беглый взгляд на нее обещал конкретное имя. Ремарк. Затем в бой вступала логика: в прозе его столько личного, что переносить ее на подмостки слишком рискованно.
Попытки сформулировать что-то выстраданное вообще могут показаться смешными и нелепыми, а литературный формат хотя бы избавляет от свидетелей: высказанная наедине исповедь одного сердца хоть как-то способна достучаться до другого. Но произнеси эти же слова при нескольких людях – и что-то обязательно пойдет не так, потеряет смысл, станет пустым и вульгарным.
Ремарк? Да не может быть. Чересчур сложный для постановки автор. Но та первая иллюстрация упорно и неуловимо настаивала на своем. Предчувствие неизбежной катастрофы, очертания которой терялись в неясной дымке. Луч фонаря, высвечивающий подступающую черноту. И женщина в красном платье – сама полнота жизни при несомненной близости смерти.
Именно эта точность в передаче атмосферы отличает новую постановку худрука Юрия Грымова. Поначалу «Ночь в Лиссабоне» – первая театральная инсценировка романа в мире – действительно напоминает читку. Не теряться в репликах героев, лаконичных и преимущественно бытовых, помогают почти вычурные декорации, которые постепенно теряют свою барочную пышность, а в какой-то момент и вовсе исчезают.
Избегая спойлеров, режиссер развертывает фабулу линейно: оскудевшее парижское казино, ставшее прибежищем эмигрантов со всех концов Европы, сменяется католической церковью в немецком Оснабрюке. Сюда бежавший из родной страны Йозеф Шварц (Александр Колесников) возвращается, чтобы повидаться с женой Хелен (Анастасия Сычева), сестрой офицера гестапо Георга (Вадим Пинский). И мгновенно оказывается под ударом.
Грымов использует зрелищные приемы, не раз проверенные им в других постановках. Вводит в повествование Чарли Чаплина и играет со светом, как это было в спектакле «Цветы нам не нужны», рассказывающем о тех, кто под знаменами Тысячелетнего рейха устроил кровавую бойню и ничуть в этом не раскаялся.
Полтора десятка люстр потрескивают в коротком замыкании. Тускло поблескивают лампочки в поезде, следующем в спасительную Швейцарию. Наконец, срабатывает стробоскоп в лагере для интернированных, где давно уже не ищут Бога и не взывают к Нему.
Нет Его и в церкви: между алтарными столбами громкоговоритель транслирует речь Гитлера. В этой сцене скрыта еще одна отсылка – Лев Смирнов, играющий Иуду в другой постановке худрука, на этот раз облачен в нацистскую форму и вместо служителя проводит таинство крещения, проливая на голову младенца священную влагу. В ней, впрочем, прячется и неизбежное проклятие, о котором здесь же, в расцвеченной золотом пустоте, горюет безутешная мать.
Атмосфера тотального страха и разобщения подкреплена звуковым рядом – на нем, например, выстроена самая пронзительная сцена в застенках гестапо. Оберштурмбаннфюрер Юргенс возникает из темноты под невыносимую военизированную какофонию, а голос Хелен в его присутствии становится неестественно высоким и натянутым. В такие моменты она напоминает сломанную куклу, и это ощущение усиливается с течением времени, приносящим только плохие новости.
Успокаивающими для героев становятся музыкальные анахронизмы, и здесь постановщик вновь не изменяет себе. Интро In Every Dream Home a Heartache ласковыми волнами омывает их непроходящую боль. Мягко звучит Bеsame mucho, а катарсисом становится припев из Everyday. Игра с фактурными символами (дым сквозь занавес, колючая проволока, пыточный стол, один чемодан на все случаи жизни) в этот момент тоже доходит до пика: Хелен на вершине мира, низверженный, раздавленный горем Йозеф у ее ног. На кого именно смотреть решительно непонятно, но сопереживание обоим всеобъемлюще.
Чем хорош Ремарк (помимо очевидных достоинств), так это полнейшим отсутствием упадничества. При том что его персонажей сложно отнести к героическим типажам, многие из них совершают маленький подвиг каждый день, выбирая вместо капитуляции борьбу до последнего вздоха. Обрастают доспехами цинизма и усталой, изношенной иронии, но продолжают оставаться собой в обстоятельствах, подчистую стирающих любую личность.
И если в одних сила характера и яростные метания души проявляются внешне, другие выглядят практически неприступными. Они способны лишь бросить: «Вы не понимаете, даже если сами пережили подобное». Без обесценивания, но с непреходящим ощущением глубоко укоренившейся утраты.
Звучит здесь и цитата из «Триумфальной арки»: «Что может дать один человек другому, кроме капли тепла? И что может быть больше этого?» Каплю тепла иногда можно отыскать в самых неожиданных местах. Там, где перемешиваются немцы и нацисты, медики и палачи, американские консулы и вороватые хозяева дешевых отелей. И все, как один, оказываются перед ней безоружны.
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…
В Москве завершился юбилейный 45-й Международный студенческий фестиваль ВГИК. Главная задача смотра – укрепление международных связей и творческий обмен между…
Фотовыставка «След кометы», приуроченная к 90-летию со дня рождения народной артистки Людмилы Гурченко, открылась на Арбате. Она расположилась напротив дома…
Десять лет не означают вечность, но для киноиндустрии это почти всегда пропасть. За это время герои уже успели устать, зрители…
Министр культуры России Ольга Любимова вручила государственные награды деятелям культуры и искусства. Орденом «За заслуги в культуре и искусстве» отметили…
Запоминающееся нестандартное лицо, огромный диапазон образов: от крайне жесткого до романтичного мягкотелого героя. Федор Лавров в последнее время – талисман…