Кино

«Рецепт счастья»: Каннское антре о кризисе в отношениях

«Рецепт счастья» Амели Боннен в этом году открывал Каннский кинофестиваль. В центре истории – Сесиль, талантливая шеф-повар из Парижа, которая ведет кулинарное шоу и готовится к запуску собственного ресторана. Только вот судьба вносит коррективы в гастрономическое будущее героини. Сначала девушка узнает, что ее отец, также работающий поваром, вновь угодил в больницу, а сама она находится в положении. Сесиль ничего не остается, кроме как на время вырваться из стрессовой атмосферы и вернуться в родные края к родителям. Но она не ожидала, что поездка преподнесет ей еще один сюрприз в лице ее первой любви Рафаэля. Который, судя по всему, до сих пор испытывает к девушке теплые чувства.

Фильм основан на коротыше Боннен, получившем французскую премию «Сезар» за лучший игровой короткометражный фильм. Режиссер не только расширила, но и переработала свою работу, добавив гендерную перестановку. В то время как оригинал рассказывал историю мужчины, который возвращается в родной город и встречает свою детскую любовь, в полнометражном фильме речь идет о женщине-поваре. Что, в свою очередь, позволило взглянуть на первоначальную завязку с другой стороны.

Если вас смутила принадлежность картины к жанру мюзикла, то спешим вас успокоить. Здесь отсутствуют привычные музыкальные номера с профессиональными певцами, проработанной хореографией и специально написанными композициями. Мелодии в фильме – это попурри из популярных французских песен, большая часть которых знакома российскому зрителю. Боннен оформила музыкальные вставки оригинально и органично. Композиции звучат нерегулярно, они осмысленны, лишены сценической наигранности и по большей части придают сценам дополнительный комедийный эффект. Из общего приземленного настроения выбивается разве что сцена с «путешествием» героев в прошлое, которая тем не менее отдает приятными вайбами «Вечного сияния чистого разума».

Однако несмотря на то, что музыкальная часть фильма самая развлекательная, в то же время ее можно назвать самой неоднозначной. Не из-за исполнения (оно как раз на высоте), просто сама лента поднимает весьма сложные темы. В том числе о пугающем будущем, неопределенном настоящем и неотступном прошлом. Сесиль то и дело задается серьезными вопросами. Оставить ли ребенка? Счастлива ли она в отношениях? Справедливо ли отношение отца к ней и ее карьере?

Возвращение в родной дом в видении режиссера становится поводом перезапустить себя и трезво взглянуть на свою жизнь. Но на деле Боннен ставит героиню перед непростыми выборами, и в этом процессе Сесиль большую часть времени руководствуется исключительно чувствами. Понятными с психологической перспективы, но порицаемыми с точки зрения общепринятой морали.

Фильм пытается быть необычным (и местами ему это действительно удается), но ему остро не хватает убедительности. Оттого сложно сопереживать отдельным персонажам или ощущать, что в них происходит исцеление. Но за развитием истории все равно интересно следить. Точнее, за ее постановкой. Визуально Боннен придерживается сдержанных мизансцен, где камера наблюдает за действием, а не акцентирует внимание на определенных вещах. В этом фильме важно чувственное восприятие, а не явное. Герои удачнее раскрываются не через разговоры и песни, а через незначительные жесты вроде молчаливой помощи нездоровому отцу на кухне, нарисованных на гипсе часах и неотправленного романтического сообщения.

«Рецепт счастья» буквально пропитан ностальгией. Вместе с главной героиней зрители также невольно предаются душевным воспоминаниям о временах, когда трава была зеленее, а вино вкуснее. Именно нарочитая легкость и фирменный французский юмор не дают картине скатиться в противоречия, где цель оправдывает средства.

К работе Боннен, говоря гастрономическим языком, следует относиться как к простой, но до боли знакомой вкусной закуске. Она не дает тебе насытиться и лишь подготавливает к подаче основного блюда. А распробовав ее, понимаешь, что прежние воспоминания размылись и превратились не более чем в ностальгическую иллюзию. В которую можно окунаться время от времени, но не стоит там задерживаться надолго.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Часы «Ежик Слава»: Как не потеряться в тумане

В феврале 2025 года исполнилось 50 лет со дня выхода легендарного мультфильма «Ежик в тумане», который по-прежнему любят зрители всех возрастов.…

9 часов назад

Московская международная неделя кино пройдет в столице во второй раз

В этом году во второй раз пройдет Московская международная неделя кино с 23 по 27 августа. В событии примут участие…

12 часов назад

«Счастливчик Гилмор 2»: Пытка дешевой ностальгией и убогими шутками

Когда-то Хэппи Гилмор (Адам Сэндлер) был рабочим, уборщиком, охранником, заправщиком и сантехником. Ну и хоккеистом вдобавок. Потом из хоккеистов он…

17 часов назад

Секс, инопланетяне и рок: За что мы любим Дэвида Духовны

Он заставил нас поверить в инопланетян и помог приобщиться к творчеству Чарльза Буковски. Исследовал тему физической близости и сам чуть…

1 день назад

«Российская креативная неделя» состоится в сентябре

В этом году «Российская креативная неделя» (РКН) пройдет в Москве с 25 по 27 сентября в Национальном центре «Россия». Три…

1 день назад

Маяки в кино: От безопасного прибежища до символа обманутых надежд

Маяк – мощнейший символ, который кинематографисты по всему миру давно взяли на вооружение. Причем символ скорее зловещий, вопреки прямому назначению…

1 день назад