Рецензии

«ЮЗЗЗ»: Теперь у нас есть своя южная готика

Простой парень по имени Равиль мечтает покинуть родной Ростов-на-Дону и уехать учиться в Америку. Но из Техасского университета на его заявку что-то давно не отвечают, да если и ответят, то все равно же деньги нужны. Да такие, которые по-честному не заработаешь. Поэтому Равиль решает заработать не по-честному. Для чего обращается к недавно откинувшемуся местному авторитету. А далее все в известной степени предсказуемо: засасывает его опасная трясина, и жизнь становится вечной игрой. Что дополнительно усугубляется внезапно накатившим светлым чувством к племяннице лидера конкурирующей группировки.

Сериал «ЮЗЗЗ» со всех сторон позиционируют как «Ромео и Джульетту» (вариант – «Вестсайдскую историю») в антураже бандитского Ростова. Однако это, во-первых, сильно упрощенное определение, а во-вторых, не совсем верное. Хотя бы потому, что шекспироподобная романтическая линия подходит к концу задолго до финала самого сериала. И конец этот на порядок более жестокий. Те малолетки из Вероны вообще, считай, легко отделались по сравнению с их ростовскими подражателями.

Короче, бог с ними, с «Ромео и Джульеттой». Важен для нас второй и в действительности главный компонент озвученной формулы – антураж. Вернее, общий художественный стиль произведения, который решен в традиции русской южной готики и одновременно эту самую традицию в современной культуре окончательно закрепляет и легитимизирует.

Основные черты русской южной готики были намечены еще в сериале «Чики». Затем, год назад, Олег Маловичко и Душан Глигоров в «Хрустальном» скрестили их с неонуаром – то есть проделали то же, что Нико Пиццолатто и Кэри Фукунага проделали с американской южной готикой в «Настоящем детективе». Ну и, наконец, «ЮЗЗЗ» внес последние штрихи, произведя еще несколько экспериментов и получив удовлетворительные результаты.

Русская южная готика, таким образом, – та же американская. Но со своими характерными особенностями. Преимущественно – чисто декоративного свойства. Потому как наши юга не так уж сильно отличаются от их югов. Тот же разительный контраст между социальными слоями, нищета, трущобы, криминал, преобладание консервативных и глубоко религиозных взглядов среди населения, те же знойные пейзажи. Только вместо блюза и кантри фоном качает напористый рэпчик. И расизма в силу объективных исторических причин у нас отродясь не бывало. Но этнический состав не менее пестрый, а межнациональные отношения еще более запутанные.

Внимание, правда, на этом аспекте в «ЮЗЗЗ» особо не заостряется. И все же сложно не заметить, что в одной из фигурирующих в сюжете банд, промышляющих наркоторговлей, числятся сплошь представители конкретной национальности, а во второй – футбольные фанаты (какая из них более влиятельная, пояснять, наверное, не надо). Стало быть, аутентичность, как видим, соблюдается. А противостояние между указанными бандами – и есть самое увлекательное в сериале.

Причем даже не столько между бандами как таковыми, сколько между их главарями: солидным мужчиной, контролирующим почти весь город целиком, по прозвищу Кока, и простоватым на вид мужичком с окраины, известным как Дым. Последний – душа сериала, смысловой центр, само олицетворение юга России.

Играет Дыма Антон Кузнецов, и вы вряд ли сейчас навскидку вспомните, кто он такой и где еще снимался, но его роль в «ЮЗЗЗе» – подлинный шедевр. Кока (Гела Месхи) тоже, бесспорно, по-своему хорош, и тем не менее рядом с Дымом он бледной тенью смотрится. Максимальной густоты загар, выцветшие до альбиноса волосы, характерный обаятельный говор, острый ум, дерзкий неудержимый характер – просто нельзя не влюбиться. Смесь Микки из «Большого куша», Фрэнка Костелло из «Отступников» и Тони Сопрано, персонаж, гармонично сочетающий в себе все подряд: он и комический, и трагический, и жуткий, и какой угодно. Как и сам «ЮЗЗЗ».

В том смысле, что тоже многое в себе гармонично сочетает, помимо «Ромео и Джульетты» и классических гангстерских разборок. Порой встречаются диковинные штуки вроде рейв-хоррора (назовем это так). Представьте себе «Спуск» Нила Маршалла в декорациях подпольного наркоманского ночного клуба. Это леденящее душу зрелище, достойное развития в формате как минимум полнометражного спин-оффа, служит показательным примером того, как авторов иногда заносит. Но заносит, справедливости ради, куда надо – в увлекательные места.

Это как раз и есть те эксперименты, о которых ранее упоминалось: так «ЮЗЗЗ» исследует пока дикую, неосвоенную территорию русской южной готики. Проверяет, что в ее почву еще можно посеять. А почва же у нас на юге, как известно, плодородная – чернозем. Следовательно, посеять можно все. И все на ней прорастет, заколосится, заплодоносит. Знай себе урожай собирай. Перспективы открываются поистине безграничные. Поэтому жаль, что «ЮЗЗЗ», скорее всего, одним сезоном ограничится, судя по вполне однозначной развязке.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

5 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

7 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

8 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

11 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

13 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

15 часов назад