В сети появился сериал «Полиция Токио», основанный на реальных приключениях американского журналиста в Японии конца 1990-х. Сначала Джейк Адельштейн рассказывал о своей карьере криминального репортера, имеющего дело как с полицией, так и с членами банд якудза, в мемуарах, правдивость которых в определенный момент была поставлена под сомнение. Однако киноделов это не смутило: несколько лет спустя мир увидела криминальная драма, вдохновленная Tokyo Vice.
Самого Адельштейна в ней сыграл Энсел Элгорт («Малыш на драйве», «Щегол» и «Вестсайдская история»), который для роли выучил японский язык, а также овладел азами айкидо. Собирательный образ всех его начальников на экране воплотила звезда «Тихоокеанского рубежа» Ринко Кикути, одного из наставников-полицейских сыграл Кен Ватанабэ (от «Начала» до «Последнего самурая»), а подружку, сбежавшую в Страну восходящего солнца из США, – Рэйчел Келлер («Легион» и «Фарго»).
Другими словами, каст здесь – гарант внимания западной публики. Еще один надежный крючок – Майкл Манн, снявший первый эпизод и взявший на себя функции исполнительного продюсера. Его хватка чувствуется с первых секунд – напряженное повествование, эмоциональная компрессия, сплошной стресс для героев.
Флеш-форвард, с которого начинается сериал, сразу дает понять, что все идет не так, как планировалось, и при этом закидывает приманку для зрителя: если полицейский и криминальный репортер сумели устроить встречу с якудза, значит, они проделали по-настоящему кропотливую работу.
Затем сюжет откатывается на 2 года назад и погружает зрителя в совсем другую историю – о Джейке, который становится первым иностранным журналистом в крупной японской газете и всеми силами пытается встроиться в мир, который его не принимает. Беспрекословный авторитет старших, патриархальное общество и тотальная ксенофобия (герой еще и еврей, так что к презрительному гайдзин ненадолго прибавляется еще и кличка Моссад) здесь цветут буйным цветом – особенности менталитета проявляются как в драматических эпизодах, так и в комичных.
Криминала тоже хватает. Но ожидания все сильнее расходятся с реальностью – Адельштейн хочет не просто перепечатывать полицейские протоколы о воришках женского белья и публичных самосожжениях («Добро пожаловать в Японию!»), а менять мир – в лучших традициях идеалистов. Энтузиазм позволяет ему нащупать крупное дело о ростовщиках, которые доводят своих должников до самоубийства.
«Ты американец, а значит думаешь, что талантливей, чем есть на самом деле», – дружелюбно одергивают Джейка коллеги. Но тот не сдается и пытается завести дружбу с полицейскими из разных отделов: одному (Хидэаки Ито) обещает научить красиво подкатывать к иностранным девчонкам, к другому (Кен Ватанабэ) заявляется домой с идеальным продуктовым набором – мороженым и пивом.
Жажда правды становится самоубийственной, одно злачное место сменяет другое, а в городе тем временем назревает война между двумя кланами якудза. Активность Адельштейна становится проблемой, и в итоге он все глубже погружается в кроличью нору. И даже оказывается частью любовного треугольника, занимая место между американкой-хостес, которая хочет открыть собственный клуб (Рэйчел Келлер), и молодым амбициозным гангстером Сато (Се Касамацу).
Первая половина «Полиции Токио» держится на лихо закрученном пилоте – драма и будничные детали здесь хорошо уравновешиваются юмором, рождающимся ровно из тех же бытовых неурядиц. Динамика между героями хороша, да и за героями-функциями довольно быстро начинают проступать человеческие черты. Кроме того, проект отлично погружает в антураж Токио 1990-х: еда, музыка, интерьеры, подсвеченные неоном (а еще кассетные плееры и самые первые мобильные телефоны). Крупные планы перемежаются кадрами, когда зритель наблюдает за персонажем, который наблюдает за кем-то еще, и эта рекурсия создает ощущение почти физического присутствия.
Однако примерно на экваторе глобальный кейс, к которому так долго подбирается Джейк (в том числе из-за собственной горячности), начинает разваливаться. Возникает целое множество побочных линий, которые формально объясняются масштабами противоборствующих криминальных бизнес-империй, но в контексте происходящего все равно вызывают вопросы. Шантаж, торговля наркотиками, похищения и даже мормоны – с фоновым, но отчетливым кризисом веры.
Часть линий обрывается, что, с одной стороны, создает ощущение реалистичности – большая часть людей, которых вы встречаете в жизни, быстро пропадает из нее навсегда. С другой – такая стратегия однозначно умаляет художественные достоинства проекта.
Пандемия коронавируса внесла в планы создателей свои коррективы: десять запланированных серий превратились в восемь. На деле сокращение могло быть еще более радикальным, а потери в качестве были бы невелики. Позиции «худого мира, который лучше доброй ссоры» и «меньшего зла» слишком уж сильно разбавляются делами семейными, отчаянная попытка героев удариться в эскапизм терпит поражение, у зрителя наступает пресыщение внутренней кухней криминального мира, а затем все крайне скомкано заканчивается – в противовес изначальному нагнетанию, умышленному и мастерскому.
Возможно, это отличный способ показать, что романтизировать определенные вещи не стоит – то же самое пытался сделать Эдгар Райт с «Прошлой ночью в Сохо». Но если он говорил об этом в лоб (и в ретроспективном ключе), то «Полиция Токио» озвучивает лишь то, что с якудза шутки плохи. Но это и так очевидно.
Все же просмотра сериал стоит. Его, во-первых, можно считать удачной реабилитацией Майкла Манна после беззубого и неуклюжего «Кибера» (2015). Во-вторых, это по-прежнему атмосферная криминальная история (правда, любовных сцен здесь больше, чем драк, и это стоит иметь в виду). И в-третьих, через экран можно по-новому взглянуть на незнакомую страну. И то, что около 40% диалогов герои ведут на японском, помогает расширить границы познания. Во всех смыслах.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…