Кино

Рецензия на фильм Роберта Эггерса «Варяг»: Ультранасилие по-исландски

 

В конце IX века юный принц Амлет (Оскар Новак, отметившийся в новом «Бэтмене») встречает отца (Итан Хоук) из очередного военного похода. Король тяжело ранен, но собирается выполнить свой долг до конца: проводит для сына обряд инициации, для чего дает ему выпить отвар, погружающий обоих в состояние транса, и заставляет дать клятву. Наутро, прямо возле капища, короля убивает его собственный брат Фьельнир (поначалу переигрывающий Клас Банг). Он же приказывает добить мальчишку и берет в заложники королеву Гудрун (Николь Кидман). Амлет сбегает и проводит в бессчетных военных походах немало лет.

Пока где-то на просторах Восточной Европы неожиданно не узнает, что судьба была жестока и к Фьельниру – он лишился королевства и был изгнан на отдаленные территории, где обосновался с семьей и немногочисленными слугами. После этого Амлет (Александр Скарсгард, фактически повторяющий собственный образ из «Тарзана») расстается с боевыми товарищами, которые везут пленных русов в Киев, и под видом раба отправляется домой. А в пути знакомится с ведьмой из березовых лесов Ольгой (Аня Тейлор-Джой), которая читает заклинания на древнеславянском языке. 


Роберт Эггерс – это всегда про стилизацию. Будь то короткометражка, словно утерянная в конце XIX века и неожиданно найденная в веке XXI, оживший миф, возведенный на осколках пуританской Англии, или подражающий немецкому экспрессионизму апофеоз безумия. В «Варяге» режиссер реконструирует цивилизацию, раздробленную на племена, веками жившую по собственным законам, основа которых сводилась к кровной мести. Амлет проходит долгий путь – от наследного принца до безродного пса войны, от короля без королевства до человека, осознавшего и в полной мере принявшего свой долг. Со всеми атрибутами, обязательными для вынужденной смены сословий – к холщовой ткани и железу вместо мехов и золота.

Эггерс и его постоянный оператор Джарин Блашке привычно высекают красоту из всего, что попадает в их поле зрения. Живописность в «Варяге» выражена на физическом уровне, благо телесность и осязаемость для режиссера – вполне рабочие понятия. Она то изящная (Итан Хоук в роли Аурвандила – ожившая картина), то примитивная (сцены в капище и ритуальные церемонии в лесу), но в любом случае от экрана сложно отвести взгляд.

Еще Роберт Эггерс – это всегда про рутину. Про день, резко сменяющий ночь, про бесконечную петлю: труд будет по-прежнему тяжелым, новые рабы будут прибывать из далеких земель, а смерть – наоборот, бродить рядом. Время столь же неумолимо, как и силы природы, грозные и не поддающиеся пониманию. Волны, смывающие людей с лодки к верной смерти. Леса, защищающие от чужого взгляда ритуальные пляски и жестокие набеги. Земли, из глубин которых заклинательницы черпают свои силы.

В финале «Варяга» и вовсе обнажаются недра земли – главная схватка идет у подножия проснувшегося вулкана. Какой символ может быть мощнее? Хотя символов здесь хватает: как воплощенных в дереве и камне, так и живых. Среди них вороны Одина, облетающие девять миров, и дерево Иггдрасиль – прибежище всезнающих норн. И даже мифических: без Валькирий – проводниц, павших на поле брани воинов в Вальгаллу, – тоже не обошлось. Пусть это и потребовало использования графики, столь непривычной для работ режиссера.

Наконец, Роберт Эггерс – это всегда про жизнь на грани. Объективной реальности и безумия, просчитанной вселенной и пространства, где не работают никакие законы. Реальность на стыке настоящего и мифического. Городские легенды в плоти и крови.

Недаром миры режиссера достоверны – в ход идут и языковые реконструкции, и тщательное воссоздание быта, и религиозная парадигма (хотя вопрос с распространением христианства в Восточной Европе на начало X века остается открытым). И при этом они совершенно метафизические. Изменяющаяся реальность в них обнажает самые животные импульсы – похоть, зависть, ненависть. Персонажи метят друг друга кровью, а слова теряются в рыке, который они издают, брызжа слюной. Что естественно, то не безобразно, а что может быть естественнее проявления человеческих эмоций? Тем более у Эггерса никогда не было проблем с подобными демонстрациями.

Торжество тестостерона здесь перебивается разве что торжеством одержимости. Этот недуг редко обходит героев Эггерса. Равно как не оставляют их без внимания древние боги и их противники. В «Ведьме» Калеб умирает в религиозном экстазе, обращая последние слова к Христу, в «Маяке» Уэйк обращается в древнегреческого Протея, в «Варяге» с веревки Амлета – сына Вороньего короля – снимают крылатые посланники Одина.

А еще в каждом из этих миров есть место секретам, которые полностью меняют расстановку сил и перечеркивают все, что происходило до этого. В условиях разобщенности и изоляции это буквально момент истины: маски сброшены, бежать некуда, а помощь не придет. Остается рассчитывать только на себя и идти в этом до конца. 

О чем еще может поведать «Варяг»? О том, что большой хронометраж Роберту Эггерсу не к лицу. Слоубернер слоубернером, но так можно и перегореть. Каждый новый фильм постановщика становится все длиннее: «Ведьма» едва переваливала за полуторачасовой рубеж, «Маяк» подбирался к двум. «Варяг» идет 2:17. И это много. Особенно при условии, что от целого Уиллема Дефо в нем осталась, по сути, одна говорящая голова.

Попытка ввести зрителя в транс оканчивается удачно лишь в том случае, если его внимание не распыляется. На раннесредневековые турниры, бойню на земле русов, многочисленные ритуалы. У всех этих эпизодов есть драматургическое обоснование и скрупулезное воплощение, но они не перетекают друг в друга, как это было, например, с «Легендой о Зеленом рыцаре». Тоже невероятно красивым и поэтичным фильмом о путешествии к себе (и без лис, кстати, там не обошлось). «Легенду…», чей хронометраж превысил два часа, выпустила студия «А24», которая также прокатывала первые фильмы Эггерса. До того, как он ушел к Focus Features.

В «Варяге» же у каждой сцены есть свой заряд, который отъедает внимание от другой сцены. Он лишен инертности и перегружен: и это скорее тот случай, когда лучше – меньше. В конце концов, реконструкции смотрят на специальных стримингах сотни человек, а исторические эпики, особенно с бюджетом в $90 млн, предназначены для более широкой публики. Во всяком случае, должны быть предназначены.

История о чистилище, где ты заперт с собственными демонами, – постоянная и универсальная для Эггерса. Она каждый раз экспериментальная, каждый раз наполненная множеством визуальных, литературных и исторических отсылок. Но если где-то по дороге она теряет свой смысл и распадается на нечленораздельные звуки, ее не спасают ни фирменные фишки, ни звездный состав, ни чрезмерное внимание к деталям.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

9 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

11 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

12 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

14 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

16 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

19 часов назад