1942 год, зима, в самом разгаре битва за Москву. Между тем в далекой Якутии войной как будто и не пахнет. Но и там на самом деле неспокойно: бандиты повадились грабить золотые прииски и разными другими способами вредительствовать. Для их поимки снаряжается небольшой отряд НКВД, которому приказано разбойников выследить, но не ликвидировать сразу, а все про них сначала досконально разузнать – вдруг они с иностранными разведками связаны.
Якутский кинематограф прямо на наших глазах продолжает автономно и независимо развиваться, причем в самых подчас неожиданных направлениях. Скажем, совсем недавно в широкий прокат выходила спортивная драма про перетягивание палки (в Якутии это довольно популярное занятие) «Джулур: Мас-рестлинг» – вещь, надо сказать, в себе. В смысле – исключительно для якутов или просто очень любознательных граждан. Теперь в кинотеатры страны поступило «Холодное золото» – истерн про якутских коллаборационистов. И это уже вещь не в себе, а вполне для нас. Словно бы «Великое молчание» (1968) Серджио Корбуччи встретило «Свой среди чужих» – это если в нескольких словах попытаться описать.
Как было сказано выше, якутский кинематограф развивается непредсказуемо. И притом стремительно, в чем мы к настоящему моменту могли убедиться на примерах Костаса Марсаана («Мой убийца», «Иччи»), Степана Бурнашева («Республика Z», «Черный снег») и Дмитрия Давыдова («Пугало», «Нелегал»), которые в относительно короткие сроки, буквально за пару фильмов, сумели вырасти в настоящих, без преувеличений, жанровых мастеров международного класса.
Режиссера Петра Хики и сценаристку Любовь Борисову также смело можно в этот ряд записывать. Первый ранее снял ничем не примечательный слабенький хоррор «Проклятый Хомус» (2019), вторая – добрую и трогательно наивную комедию «Надо мною солнце не садится» (2019). И тут они вдруг вместе делают «Холодное золото» – по сравнению с их предыдущими работами картину совершенно иного уровня и иной категории.
Собственно, если говорить о категориях, то «Холодное золото», среди прочего, представляет собой на загляденье нешаблонное кино о Великой Отечественной. Что очень кстати, поскольку жанр этот как-то совсем безнадежно увяз в болоте конъюнктуры и давно надоевших штампов. Настолько, что за последние пару лет, пожалуй, вспоминается всего один такой же свежий, свободный от негласных конвенций фильм – «Красный призрак». Который тоже был, к слову, истерном. «Холодное золото», однако, отнюдь не такое разудалое и динамичное. Напротив, угрюмое, неспешное и вместе с тем цепкое, как медвежий капкан.
Утопающая в ослепительно белом снегу суровая тайга. Ни души вокруг на многие километры. Так тихо, что слышен металлический шелест падающего снега. И в этой тишине раздаются выстрелы – редкие, одиночные. Стреляют из-за деревьев, осторожно, целясь наверняка. Вот как здесь обставлены перестрелки. Аскетично, но веско и мощно. И все остальное приблизительно в том же ключе решено. Без лишних слов и шума, чтобы не нарушать законов пространства.
Говорят в фильме редко и по делу. Есть сцена, где один из бандитов полминуты молча напряженно курит. Именно бандиты в кадре оказываются чаще всего: они все как на подбор колоритнейшие, и самое интересное происходит внутри их коллектива. Потому что нет у них взаимопонимания, каждый жаждет с золотом смыться, да к тому же к ним секретный агент внедрился и бравые энкавэдэшники в затылок уж дышат, а вокруг, напомним, крайне недружелюбная тайга.
При этом распространенное клише «злобный кровожадный энкавэдэшник» в фильме отсутствует. Напротив, они сугубо положительные. А самого главного играет, между прочим, знаменитый якутский певец (вот, послушайте). Давно вы, кстати, видели российское кино про войну без злобного кровожадного энкавэдэшника? А «Холодное золото» это правило нарушает с особым цинизмом, поскольку оно ж еще и по реальным событиям. Про настоящий подвиг сотрудников НКВД.
Действительно орудовала в Восточной Сибири такая шайка, возглавляемая эвенком Павлом Егоровым. Думали, Гитлер сейчас точно победит, и стали превентивно будущей новой власти оказывать содействие. Но нашлись правильные люди, объяснили бандитам, в чем они не правы. А потом, естественно, на фронт ушли.
О чем это все нам говорит? О том, что история Великой Отечественной войны была и остается неисчерпаемым источником сюжетов о героизме самых разных жанров. И о том, что к их реализации можно и нужно подходить с душой и фантазией (не путать с фантазерством). Только тогда история живет. А иначе – чахнет в сухом официозе.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…