9 июня в прокат вышел фильм «Одна», вдохновленный историей реальной девушки. Пассажирский борт, следовавший из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск, столкнулся с военным самолетом, в результате чего погибли все – за исключением одного-единственного человека. Только Лариса Савицкая выжила, упав с рекордной высоты в 5200 метров. История катастрофы и выживания раненой девушки в тайге и легла в основу ленты «Одна». Рассказываем, кому и зачем стоит смотреть этот фильм.
Утро 24 августа, маленький аэропорт, задержка рейса. Девушка по имени Лариса курит в нетерпении, ловко отвергая ухаживания пилота. Она возвращается из свадебного путешествия, где-то в буфете топчется воодушевленный муж, заказывая для нее икру, а впереди – долгая и счастливая совместная жизнь. Наконец объявляют посадку на борт. Но добраться до дома сможет только одна она…
Не успевает зритель моргнуть, как куски самолета уже с грохотом разлетаются в воздухе, свистит ветер, кричат люди, самолет бешено вращается. Конец. Впереди – двухчасовое путешествие, полное ярких воспоминаний, переживаний, страшных подробностей и равнодушия госслужащих.
Картину можно условно поделить надвое – не на «до» и «после», а на равномерно распределенные по хронометражу приблизительно в пропорции 1:1 составляющие. Есть светлая, полная надежд жизнь, эдакая «ламповая» советская юность, с учебой и работой вперемешку, с пыльным сервантом в унаследованной от бабушки квартире, с винилом, походами и, конечно, любовью. И есть серая безнадежная реальность с сокрытием происшествия, перекрытыми дорогами по выдуманным причинам и поиском виновных – в то время как где-то посреди тайги весь переломанный пытается выжить последний пассажир.
Этот баланс необходим: зритель успевает «отойти» от переживаний, камера не задерживается в лесу надолго, не концентрируется на телах погибших, не пересчитывает слезы на глазах их близких – иначе зал захлебнется одной четкой, понятной, самой сильной эмоцией. Действие в реальном времени развивается динамично, а вот воспоминания и грезы Ларисы о прошлом позволяют насладиться медитативным созерцанием, погрузиться в эту бесконечно беззаботную юность на краю света, где место есть только для двоих.
И динамика, и атмосфера, и визуальное исполнение вместе формируют удачную картину: боевик, совмещенный с драмой, где находится место, и детективной составляющей практически в духе true crime, и любовной рефлексии, и элементам фильма-катастрофы. Все это полируется эффектным саундтреком, который, однако, местами отделяется от повествования и живет собственной жизнью.
Актерский состав же не оставляет вопросов: Виктор Добронравов, Владимир Стеклов, Ян Цапник, Максим Иванов и дебютировавшая в кино актриса МХТ имени Чехова Надежда Калеганова. Надежда – лицо всей этой дикой истории с тайгой, дождем, грязью и удушающим страхом, ее игра не дает оторваться от экрана. А Виктор Добронравов, исполнивший роль следователя, воплотил, пожалуй, все черты собирательного образа «жестокого правосудия»: хладнокровный, безэмоциональный, он ищет виновных, а не выживших, но – он все еще человек.
История увлекает: актерская игра, впечатляющие спецэффекты, саундтрек, динамика – так что на рассуждения времени не остается. Но ритм и последовательность происходящего имеют свои особенности, так что стоит помнить – это исправленная (во избежание травмирующего опыта) история чуда, сказка для впечатлительного зрителя. Минимум крови и анатомических подробностей, нет даже толпы горюющих родственников – рамки установлены четко вокруг семьи Ларисы, да и та находится в активном движении, без шанса на гипотетический траур.
Так что в первую очередь стоит смотреть этот фильм с мыслью о том, что Лариса Савицкая хотела бы, чтобы ее история могла хоть кому-то помочь. Так же, как ей самой помогла лента «Чудеса еще случаются» (1974), основанная на реальной истории крушения самолета. И помнить, что «Одна» – это не байопик, не фильм о судьбе выжившей. Это старательно собранная картина о катастрофе и поисках, о том, что не стоит сдаваться, о любви, которую стоит ценить, и о жизни, которую не стоит откладывать. Остальное – детали.
В некоторых источниках можно встретить описание фильма «Одна» как «сюжет про СССР без чернухи». И это действительно так. Фильм для тех, кому надоели мрачные истории из прошлого, пропитанные безысходностью, потому что человеческие чувства берут верх над всеми возможными правилами, и даже над логикой. Создатели обходятся без излишней идеализации: у истории катастрофы, о которой не писали в газетах целых 4 года, предостаточно темных пятен, и зрителю на это намекают, хотя в лоб и не говорят, потому что вера в чудеса должна остаться.
Возможно, фильм побудит зрителей подробно познакомиться с историей Ларисы Савицкой, но лучше сделать это после просмотра. Потому что «Одна» – это не пересказ тех событий, а самостоятельный художественный проект.
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…
В Москве завершился юбилейный 45-й Международный студенческий фестиваль ВГИК. Главная задача смотра – укрепление международных связей и творческий обмен между…
Фотовыставка «След кометы», приуроченная к 90-летию со дня рождения народной артистки Людмилы Гурченко, открылась на Арбате. Она расположилась напротив дома…
Десять лет не означают вечность, но для киноиндустрии это почти всегда пропасть. За это время герои уже успели устать, зрители…