Классовая драма, которая оставляет в состоянии бызысходности.
Устаревший завод в одной из российских глубинок закрывается – его продукцию уже никто не покупает, а работать в убыток никто не собирается. Всех тружеников хотят сократить, но идти им больше некуда: ближайшие мануфактуры либо также находятся в глубочайшем кризисе, либо по-простоту не нуждаются в новой рабочей силе. Виновником сложившийся ситуации доведенные до отчаяния и тотального безденежья работяги видят владельца завода Калугина (Андрей Смоляков) – бывшего бандюгана из 90-х, а теперь видного бизнесмена, который держит в руках всю область и которому неинтересны нужды простых людей. Шестеро рабочих под предводительством ветерана горячих точек Седого (Денис Шведов) решаются на рисковый шаг – похитить Калугина и потребовать за него выкуп, а после затеряться. Первая часть плана удается новоиспеченным гангстерам на ура, но вот дальше все пошло совсем не по задуманному сценарию.
Юрий Быков – один из главных современных режиссеров России. Его отлично знают за рубежом («Майор» получал номинацию в Каннах, а также лег в основу сериала от стримера Netflix «Семь секунд») и уважает отечественный зритель – никто кроме него так лихо не показывает безнадежность и не говорит о современных реалиях. «Завод», как и ожидалось, не далеко ушел от прошлых работ режиссера ни по фабуле, ни по тематике. Быков все также пытается разобраться в классовом неравенстве, несправедливости жизни и человеческой природе. Режиссер по-прежнему прямолинеен, зол и груб. Он выдает свои мысли в лоб, не пытаясь маскировать или смягчать их.
А вот в чем Быков совершенно новый в «Заводе», так это в стиле и манере подачи. Он наконец то решился создать не просто авторский фильм, а продукт на стыке артхауса и мейнстрима, который одинаково оценят все слои населения. А еще Быков решился поиграться с экшеном, проработав полноценную сцену перестрелки, которая не просто отлично сделана, но и гармонично вписалась в общее повествование.
Режиссер также хорошо продумал героев: на протяжении всего фильма остается непонятным, кто же на экране главный. Быков мастерски жонглирует персонажами, их философиями, жизненной понятийностью и реакцией на все происходящие. Он помещает всех их в совершенно новые и некомфортные условия и как ученый наблюдает за их реакцией.
Отношение Быкова к человеческой натуре также подвергается некой эволюции. Раньше его герои и антигерои четко делились на хороших и плохих, в «Заводе» же персонажи получаются более красочными и разнообразными. Режиссер не пытается навязывать структурированной иерархии ценностей, словно проговаривая и прописывая изменчивость человеческой натуры в жизни.
Режиссер специально уносит зрителя в губернию N, а также не дает имен своим персонажам, совершенно четко давая понять, что география и социология в фильме роли не играет. А еще он снова помещает нас в фильм, действие которого развернется за один день. Быков всегда любил короткие истории, чтобы придавать картинам динамичность остроту.
У Быкова есть психологические проблемы: он часто находится в депрессии, не может найти внутренний баланс и гармонию, не может назвать себя счастливым человеком. Обо всем этом он часто рассказывает в откровенных интервью (откровенность – одна из главных отличительных черт Быкова) и своих собственных социальных сетях. Практически все главные герои «Завода» очень похожи на Быкова по психотипу, мотивации и поведению, от чего складывается впечатление, что он разговаривает не со зрителем, а сам с собой, пытаясь понять, так ли плохи люди вокруг и насколько ли все в этом мире запущено. Смог ли сам режиссер найти ответы на свои вопросы и справиться со своим внутренними демонами — непонятно. Но вот выйти на следующую ступень своего творческого развития ему точно удалось.
«Завод» в российском прокате с 7 февраля 2019 года.
Комментарии