Клара (Маккензи Фой) тяжело переживает потерю матери, и даже под Рождество ей не до веселья: на призывы отца (Мэттью Макфэдиен) хранить внешнее веселье и чтить семейные традиции девочка отвечает молчанием. Мама оставляет всей семье прощальные подарки, и Кларе достается яйцо-шкатулка, ключа от которого у девочки нет. На традиционном же праздненстве у дяди Дроссельмейера (Морган Фриман) Клара получает подарок – тот самый ключ, спрятанный, правда, в Четырех королевствах. Удивительное место оказывается не столь дружелюбным, как кажется на первый взгляд, и вскоре девочке придется столкнуться со множеством проблем на пути к заветному подарку.
Disney традиционно метит в лидеры отдельных ниш и работает по знакомым схемам. Перед нами – рождественская классическая сказка, переиначенная до неузнаваемости в угоду современному зрителю, но и для любителей классики тоже найдется пара-тройка знакомых элементов. Своего рода ремикс по мотивам известной истории – правда, наступающий ровно на те же грабли, что и «Алиса в стране чудес» Тима Бертона, вплоть до непонятно зачем прикрученной политической составляющей. Разваливается все, правда, еще хуже.
Открывающая сцена показывает Клару, которая довольно весело играет с братом Фрицем (Том Свит), а уже в следующей сцене говорит отцу, что ей совершенно не до веселья. Множество моментов фильма нужно просто принять на веру, в противном случае он начинает разваливаться на части окончательно: герои выступают в роли торшеров (традиционно это относится к сексизму, но конкретно здесь речь идет о бесполезности героев) и не несут смысловой нагрузки, сюжетные ветки обрываются на полуслове, а размеру сюжетных дыр можно только позавидовать.
Невероятное количество сил вложено в создание четырех королевств, заявленных в начале, но сами они в сюжете толком не участвуют: демонстрируют преимущественно королевство Сладостей и то самое четвертое королевство, ранее известное как королевство Развлечений. С королевством Сладостей, кстати, вышел смешной конфуз, который многие легко пропустят: дело в том, что его архитектура напоминает собор Василия Блаженого (видимо, дань русским корням Петра Чайковского), но авторы старательно отходили от христианской тематики, убирая кресты и заменяя их на что-то еще. Настолько старательно, что в паре мест закрался крест Храма Психической Юности, который можно заметить на внешних стенах.
Причин начала войны в королевствах ждать не стоит, как и полноценных объяснений, как именно она началась. По внешнему виду героев можно заранее понять, кто здесь на стороне добра, а кто нет – и это даже не недостаток, а внутренняя условность. Одна из немногих, что все же работает в фильме.
Удивительно, но несмотря на все вышесказанное фильм все же работает: вызывает нужные эмоции, доносит идеи и в целом в нужные моменты и пугает, и смешит, и чуть ли не выдавливает слезы – во многом спасибо действительно качественной картинке. Кстати, самое странное в том, что красивее всего в фильме работает все самое натуральное: живые актеры (особенно не переигрывающие), музыка из оригинального балета и, собственно, сам балет, выполненный без спецэффектов. Большая же часть остального выглядит жутко синтетически: переход между музыкой Чайковского и Джеймса Ньютона Ховарда кажется практически физически ощутимым, нередко компьютерные персонажи проигрывают в очаровании и харизме актерам – исключением является разве что Мышольд, который может с легкостью украсть сердце у многих.
Но самым удивительным в фильме является мораль, которая до этого толком никогда и не встречалась. Фильм говорит о потере – и о том, как жить с ней дальше, что несколько нетипично для детской картины. Но это тема довольно важная и говорить о ней действительно стоит.
Как итог, «Щелкунчик и четыре королевства» — это очень странный фильм: в нем мало, собственно, Щелкунчика, сюжет подается рваными лоскутами и связан белыми нитками, но нужные эмоции он при этом все же вызывает – и, скорее всего, легко найдет своего зрителя, несмотря на все недостатки.
«Щелкунчик и четыре королевства» в российском прокате с 8 декабря 2018 года.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…