Рецензии

Рецензия: «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса

XVIII век, Британия. Вовсю идет война с Францией, которую все тяжелее выносить стране: налоги растут, а взбалмошная королева Анна (Оливия Колман) не всегда принимает разумные решения. Даже в это неспокойное время продолжаются подковерные интриги, и именно в этот момент появляется Эбигейл (Эмма Стоун) – простая служанка и дальняя родственница фаворитки Анны, леди Сары (Рэйчел Вайс). Эбигейл – не так проста, как кажется на первый взгляд, и быстро втирается в доверие к королеве. Вчерашняя служанка в одночасье становится той, что способна влиять на саму королеву – причем так, как никто другой.

Йоргос Лантимос прекрасно известен как человек, снимающий непростые картины. С «Фавориткой» история схожая: начало сулит чуть ли не классическую костюмную драму, но это обманчивое впечатление рушится в считанные минуты. Лантимос традиционно выбивает почву из-под ног зрителя, доставляя максимум дискомфорта: герои говорят на современный манер, не стесняясь в выражениях, кадры с телесностью сменяются откровенными сценами, а жестокость в различных ее проявлениях выходит на передний план регулярно.

«Фаворитка» фривольно обращается с историческими фактами: да, местами в истории и правда есть место фантазии на вымышленных моментах, но в конкретных случаях известны факты. Сценаристы же делают допущения буквально везде: и там, где в этом нет ничего страшного, и перевирая историю. Впрочем, делается это скорее для подчеркивания идей, нежели для полноценного издевательства на темы. Лантимоса (а также, очевидно, сценаристов – Дебору Дэвис и Тони МакНамару) интересует широкий спектр вопросов: начиная от развращения властью и заканчивая изменениями личности. Довольно забавно наблюдать, что Стоун фигурирует в большинстве наградных списков как актриса второго плана: по сути, картина именно о ней, и только во вторую очередь – о королеве.

Фильм прекрасно работает как картина о противостояии двух сильных женщин, готовых пойти на все ради победы, и отражается это даже в мелочах: само собой, по всему фильму щедро раскинуты метафоры и становления характера Эбигейл, и ее отношений с королевой и леди Сарой. Следить за этим и ее поведением с другими героями – одно удовольствие, особенно с учетом того, что фоном является пышная Британия со всеми ее красотами и пороками. Местами доходит до абсурда и театральщины, что явно задумано еще на уровне идеи.

Картина не вышла бы столь удачной, если бы не идеально подобранный каст. Колман, Стоун и Вайс втроем создают настолько плотную атмосферу в картине, что диву даешься, а второстепенные герои вроде Мэшема (Джо Элвин) и Харли (Николас Холт) идеально их дополняют. В персонажей веришь – даже в их самые «низкие» моменты, коих в фильме с избытком: пьянство, обжорство, секс и мастурбация подаются как нечто само собой разумеющееся. И идеально оттеняют глобальные события, происходящее в это время.

«Фаворитка» мало похож на исторический фильм: Лантимоса явно интересуют более вневременные вещи, что сказывается на всем: от формы повествования до поведения героев и их диалогов. Впрочем, это и правда работает – следить за всем этим крайне занятно, а провокационные моменты только добавляют интереса. Чего, по всей видимости, и добивались.

«Фаворитка» в российском прокате с 31 января 2019 года.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Иммерсивное приключение: Как парки аттракционов расширяют кинофраншизы

Аттракционы в массовом сознании воспринимаются как увеселительный досуг. При этом немало парков развлечений предлагают посетителям грандиозные аттракционы, виртуозно объединяющие кинематограф…

12 часов назад

В Москве открывается фестиваль «Фабрика Станиславского»

  С 8 по 20 июня на площадках Московского Губернского театра традиционно пройдет театральный фестиваль «Фабрика Станиславского». Откроет программу показ…

14 часов назад

Юлия Пересильд сыграет Вассу Железнову в Театре наций

9 и 10 июня на основной сцене Театра наций состоится премьера спектакля «Васса». Руководителем постановки стала Юлия Пересильд, она же…

14 часов назад

«На вершине горы»: Сколько нужно миллиардеров, чтобы разрушить мир

В роскошном особняке, расположенном где-то в горах, среди живописных заснеженных пейзажей, собираются с целью затусить четверо непростительно богатых белых мужчин,…

19 часов назад

В Чите торжественно открылся XII Забайкальский международный кинофестиваль

5 июня состоялась торжественная церемония открытия XII Забайкальского международного кинофестиваля (ЗМКФ), дав старт четырем дням кинопоказов и творческих встреч. Праздник начался…

1 день назад

Дачная история: Эволюция феномена русской жизни на экране

Дача – не просто дом за городом. Это понятие, вмещающее в себя столь многое, что трудно и перечислить. Дача –…

1 день назад