XVIII век, Британия. Вовсю идет война с Францией, которую все тяжелее выносить стране: налоги растут, а взбалмошная королева Анна (Оливия Колман) не всегда принимает разумные решения. Даже в это неспокойное время продолжаются подковерные интриги, и именно в этот момент появляется Эбигейл (Эмма Стоун) – простая служанка и дальняя родственница фаворитки Анны, леди Сары (Рэйчел Вайс). Эбигейл – не так проста, как кажется на первый взгляд, и быстро втирается в доверие к королеве. Вчерашняя служанка в одночасье становится той, что способна влиять на саму королеву – причем так, как никто другой.
Йоргос Лантимос прекрасно известен как человек, снимающий непростые картины. С «Фавориткой» история схожая: начало сулит чуть ли не классическую костюмную драму, но это обманчивое впечатление рушится в считанные минуты. Лантимос традиционно выбивает почву из-под ног зрителя, доставляя максимум дискомфорта: герои говорят на современный манер, не стесняясь в выражениях, кадры с телесностью сменяются откровенными сценами, а жестокость в различных ее проявлениях выходит на передний план регулярно.
«Фаворитка» фривольно обращается с историческими фактами: да, местами в истории и правда есть место фантазии на вымышленных моментах, но в конкретных случаях известны факты. Сценаристы же делают допущения буквально везде: и там, где в этом нет ничего страшного, и перевирая историю. Впрочем, делается это скорее для подчеркивания идей, нежели для полноценного издевательства на темы. Лантимоса (а также, очевидно, сценаристов – Дебору Дэвис и Тони МакНамару) интересует широкий спектр вопросов: начиная от развращения властью и заканчивая изменениями личности. Довольно забавно наблюдать, что Стоун фигурирует в большинстве наградных списков как актриса второго плана: по сути, картина именно о ней, и только во вторую очередь – о королеве.
Фильм прекрасно работает как картина о противостояии двух сильных женщин, готовых пойти на все ради победы, и отражается это даже в мелочах: само собой, по всему фильму щедро раскинуты метафоры и становления характера Эбигейл, и ее отношений с королевой и леди Сарой. Следить за этим и ее поведением с другими героями – одно удовольствие, особенно с учетом того, что фоном является пышная Британия со всеми ее красотами и пороками. Местами доходит до абсурда и театральщины, что явно задумано еще на уровне идеи.
Картина не вышла бы столь удачной, если бы не идеально подобранный каст. Колман, Стоун и Вайс втроем создают настолько плотную атмосферу в картине, что диву даешься, а второстепенные герои вроде Мэшема (Джо Элвин) и Харли (Николас Холт) идеально их дополняют. В персонажей веришь – даже в их самые «низкие» моменты, коих в фильме с избытком: пьянство, обжорство, секс и мастурбация подаются как нечто само собой разумеющееся. И идеально оттеняют глобальные события, происходящее в это время.
«Фаворитка» мало похож на исторический фильм: Лантимоса явно интересуют более вневременные вещи, что сказывается на всем: от формы повествования до поведения героев и их диалогов. Впрочем, это и правда работает – следить за всем этим крайне занятно, а провокационные моменты только добавляют интереса. Чего, по всей видимости, и добивались.
«Фаворитка» в российском прокате с 31 января 2019 года.
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…
В Москве завершился юбилейный 45-й Международный студенческий фестиваль ВГИК. Главная задача смотра – укрепление международных связей и творческий обмен между…
Фотовыставка «След кометы», приуроченная к 90-летию со дня рождения народной артистки Людмилы Гурченко, открылась на Арбате. Она расположилась напротив дома…
Десять лет не означают вечность, но для киноиндустрии это почти всегда пропасть. За это время герои уже успели устать, зрители…