Рецензии

Рецензия: «Бархатная бензопила» Дэна Гилроя

Майами-бич, в центре современного искусства главный американский арт-критик Морф Вандеволт (Джейк Джилленхол) лавирует между кибер-скульптурой «Человек-бомж» (будет раскритикована за неоригинальность) и старыми цветасто-пятнистыми полотнами движущегося к закату художника Пирса (Джон Малкович), который когда-то выражал что-то про весь мир, а теперь запутался в себе (возможно, дело в попытке бросить пить). Внимание Морфа привлекают Жозефина (Зэйв Эштон), смуглая красавица, трудящаяся ассистенткой у Родоры Хейз (Рене Руссо), крупного игрока на арт-рынке, и энигматичная инсталляция «Сфера» — зеркальная ерундовина понятно какой формы с несколькими отверстиями для того, чтобы посетители засовывали в них руки и переживали некий индивидуальный опыт.

«Мой страшный зверь любит, когда его гладят» — гласит эпиграф к «Сфере», арт-объекту, который не только отражает саму суть искусства, но и подготавливает зрителей «Бархатной бензопилы» к тому, что в этом упорядоченном галерейном мире, стреноженном критикой и рынком, рано или поздно разверзнется что-то смурное. Обе сентенции связаны плотнее, чем кажется. Комиксист Скотт Макклауд, автор легендарного «Понимания комикса», в графической новелле «Скульптор» назначил ключевой ценностью произведения искусства то, что зритель никогда не узнает; то, что навсегда останется между автором и вечностью. Его герой — амбициозный скульптор, заключивший сделку с самой смертью, чтобы иметь возможность творить, всегда помещал внутрь скульптур «секреты», которые останутся для наблюдателя незримыми. Так и «Сфера» хранит от посетителей музея совриска собственное нутро, то есть смысл, позволяя тем любоваться отражением и фантазировать, с чем же это соприкоснулась на самом деле рука.

Туман войны покроет эту стерильную определенность чуть позже, когда Морф и прочие акулы арт-рынка вернутся в Лос-Анджелес. Там у него закрутится роман с Жозефиной (в обход многолетних отношений критика с бойфрендом), а та вдобавок обнаружит, что тихий старичок-сосед из квартиры напротив: а) скончался; б) выдающийся художник Витрил Диз. Что он скрытый гений, посмертно определят эксперты и Морф, когда изучат бесконечный склад полотен, выполненных в какой-то освежающей, вырванной из любого контекста технике. Правда, биография Диза покрыта мраком, тонет в городских легендах Лос-Анджелеса 1930-х, а еще он недвусмысленно пытался собственные творения уничтожить. Когда в этой истории начнет расти список смертников из арт-мира, соприкоснувшихся с мрачно-рефлексивными полотнами Диза, станет понятно, почему.

Саркастический арт-триллер «Бархатная бензопила» Дэна Гилроя, выпущенный на Netflix сразу после преьмеры на «Сандэнс», выглядит эстетским побратимом его дебюта — триллера «Стрингер», где беспринципный авантюрист Луис Блум (исхудавший Джилленхол) решил стать оператором-любителем, чтобы зарабатывать на интересе телевидения и его зрителей к шокирующим подробностям чрезвычайных происшествий. Впрочем, как «Стрингер» не был репортажем из глаза хайп-урагана, так и «Пила» по первому образованию не насмешка над миром совриска, где каждый норовит спутать труп или мешок мусора с объектом искусства.

В обеих картинах Гилрой эксплуатировал ницшеанский, по сути, прием: если долго всматриваться в бездну, то однажды бездна тоже заглянет в тебя. Вооружившись мантрой самосовершенствования и променяв мораль на законы выгоды, Луис Блум не возвысился над собой, а докопался до самых темных уголков собственной души. Так и все персонажи «Бархатной бензопилы», долго любуясь картинами Диза, наделяя их реальными или совсем уж химерическими смыслами, действительно пробудили в них нечто демоническое.

Вся эта история с картинами-убийцами напоминает конспирологические шарады в духе недавнего «Под Сильвер-Лэйк» или легенд про смертоносные произведения искусства. Не удивительно, что «Пилу», в первую голову, сравнивают не с «Квадратом» Рубена Эстлунда, который тоже в антураже совриска констатировал смерть идеалов западной цивилизации, сколько с хоррор-анекдотами. Например, с «Убийственной вечеринкой» — дебютом Джереми Солнье, который недавно отметился двумя сериями «Настоящего детектива» и хоррором «Придержи тьму» (тоже для Netflix). Там одинокий зевака, живущий с котом Ланцелотом, получил приглашение на загадочную вечеринку, где попал в лапы к современным художникам, мечтающим оживить собственные работы актом убийства. Классический конфликт зрителя, который пришел отдохнуть, и режиссера, который хочет высказаться. Другой поминаемый аналог ленты Гилроя — «Сигаретный ожог» Джона Карпентера, эпизод хоррор-антологии «Мастера ужасов», где хозяин кинотеатра (Норман Ридус) ищет для коллекционера (Удо Кир) редкий фильм «Абсолютный конец света». Загадочная лента оказалась так хороша, что ее единственные зрители стали сходить с ума и убивать друг друга.

Однако Гилроя интересует не только зло в человеке, циничной индустрии и искусстве (и где же оно зарождается первоначально). Кажется, его привлекает свободная воля произведения, которое обычно заклеено многочисленными ярлыками — от высказываний художника и агентов до хлестких фраз критиков (Морф разговаривает исключительно герметичными цитатами с плакатов и брошюр). Единственным оружием против этого царства свободной торговли и самодовольных оценок, часто не имеющих к самому объекту никакого отношения, оказывается безжалостная очищающая волна хтони, аккумулированная из человеческих душ. Ведь фирменная черта ар-брюта Диза — изучение и включение (буквально — он подмешивает в краску кровь) человеческой природы в живописное полотно. В чистом виде эта эссенция из нарциссизма квази-демиурга оказывается фатальна.

«Вы чувствуете ветра апокалипсиса?» — спрашивают Морфа в самом начале картины. «Я не смогу вас спасти», — вторит этому вопросу механический Человек-бомж. Действительно: искусство требует жертв, но спасти человека от собственной абсолютной черноты оно бессильно. Только показать.

«Бархатная бензопила» доступна на стримере Netflix c 1 февраля. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

13 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

15 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

16 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

19 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

21 час назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

24 часа назад