Кино

Ребенок – злодей: Когда защита требуется взрослым

Дети – цветы жизни. Дети – наше будущее. С этими фразами мало кто будет спорить. В кино ребенок чаще всего ассоциируется с наивностью, беззащитностью, добротой, юмором и надеждой. Однако немало кинематографистов экспериментировали с образом детей, нарушая негласное правило о том, что мальчишки и девчонки априори не могут быть злыми.

В честь Дня защиты детей «КиноРепортер» решил посмотреть на ситуацию с другой стороны и рассказать о фильмах, где ребята способны не только постоять за себя, но и превратить жизнь окружающих в жуткий кошмар, из которого сложно выбраться даже опытным взрослым.

«Омен» (1976)

После премьеры «Омена» зрители, наверное, еще никогда не были так едины в желании окончательно расправиться с главным злодеем. Насколько запоминающимися получились история и образ Дэмиена Торна, настолько противоречивой оказалась ситуация вокруг него. Сначала персонажи, а потом и сами зрители задаются вопросом: можно и правильно ли вообще желать смерти ребенку, даже если он является Антихристом во плоти. А затем все меняется.

Несмотря на то, что фильм вышел в далекие 1970-е, ему до сих пор под силу заткнуть за пояс многие современные ужастики, не прибегая к дешевым трюкам вроде скримеров. В ленте присутствуют немало напряженных и пугающих сцен, вызывающих целую гамму эмоций: от дискомфорта и неприязни до агрессии и чувства несправедливости. И разумеется, отпечатывается в памяти финальный эпизод с улыбающимся Дэмиеном, который одновременно разрушает «четвертую стену» между зрителем и Антихристом и подталкивает вас к ответу на озвученный выше вопрос.

«Дети кукурузы» (1984)

Когда заходит разговор о детях-злодеях в кино, первое, что приходит в голову, – это кинговские «Дети кукурузы», породившие немало аграрных фобий. Хотя сам фильм получился средним, образ детей-отшельников, убивающих во имя странной веры любого человека старше 19 лет, навсегда остался в массовой культуре. А вишенкой на торте безумия стал Айзек Кронер в исполнении Джона Фрэнклина – юный лидер культа с лицом старика, голосом проповедника и взглядом дьявола.

По сюжету, молодая пара невольно оказывается в городе, где всем заправляют дети. Ошарашенные подобным открытием, герои вскоре узнают, что находятся в смертельной опасности, ибо маленькие жители считают взрослых причиной всех проблем. Несмотря на неоднозначные отзывы, картина стала культовой и обзавелась несколькими сиквелами и перезапусками. А сама концепция «детей против взрослых» не раз использовалась и пародировалась в фильмах и сериалах, в том числе в ранних сезонах «Южного парка».

«Добрый сынок» (1993)

Маколей Калкин – некогда всеобщий любимец и один из самых известных актеров-детей, без которого вот уже более 30 лет не проходит ни один Новый год. Однако в фильмографии артиста было и немало других запоминающихся перформансов, раскрывавших его талант с неожиданных сторон. После картины «Добрый сынок» критики и часть зрителей остались в легком недоумении: обаятельный Кевин внезапно предстал перед ними в образе 12-летнего садиста без какой-либо эмпатии. Но еще удивительнее, что Калкин очень органично смотрелся в роли злодея.

Он сыграл мальчика Генри, в чью семью приезжает погостить двоюродный брат-одногодка Марк (Элайджа Вуд). Он сближается с родней и начинает замечать странности в поведении ровесника, которые затем перерастают в откровенную жестокость. Зрителям открываются страшная тайна Генри и причины его социопатических наклонностей – именно детская ревность, отсутствие понимания, потребность в постоянном внимании со стороны родителей превратили паренька в настоящего монстра.

И если мы все дружно смеемся над садизмом Кевина МакКаллистера каждые новогодние праздники, то в случае с Генри кровь стынет в жилах от осознания, что под маской невинного и улыбчивого мальчика может скрываться воплощение чистого зла.

«Что-то не так с Кевином» (2011)

Были времена, когда Эзра Миллер попадал в заголовки из-за своего таланта, а не из-за любви к эпатажу, агрессии и проблем с законом. Одним из самых ярких образов актера остается роль 15-летнего парня в фильме «Что-то не так с Кевином», где компанию молодому артисту составила легендарная Тильда Суинтон. Она сыграла любящую мать, а Эзра – ее опасного и неуравновешенного сына, чье поведение однажды приводит к трагическим последствиям.

По ходу повествования мы наблюдаем за трансформацией Кевина из обычного проблемного мальчика в сломленного, завистливого и жесткого подростка. Несмотря на его ненависть к матери, она остается единственным человеком, которая видит нарушения в психике ребенка и пытается что-то с этим сделать, пока остальные предпочитают закрывать глаза на его поведение. Именно эта слепота и приводит к печальному финалу. А мы тем временем стараемся понять, «что не так с Эзрой» и как работает damage control компании Warner Bros., пытающейся смягчить скандалы вокруг скандальной звезды многострадального «Флэша».

«Спокойной ночи, мамочка» (2014)

Можно оставаться монстром, даже заботясь о своих близких. Именно эта мысль появляется после просмотра австрийского триллера «Спокойной ночи, мамочка». Двое братьев-близнецов, Элиас и Лукас, не узнают родную мать после пластической операции: поведение женщины очень изменилось, а невозможность увидеть ее лицо, спрятанное под бинтами, усиливает тревогу детей. Мальчики решают проверить свои подозрения, но в какой-то момент заходят слишком далеко.

«Спокойной ночи, мамочка» – запутанный хоррор, наполненный атмосферой перманентного ужаса, который только усиливается после сюжетного клиффхэнгера. Фильм заставляет зрителей постоянно сомневаться в реальности происходящего: ты мечешься в симпатиях между детьми и мамой, не понимая, кто из них врет, а кто говорит правду. Именно из-за этих психологических американских горок больше всего пугает не «безликая» женщина, а добродушные и милые с виду близнецы, готовые пойти на все ради своих любимых.

«Гори, гори ясно» (2019)

С обычными детьми все более или менее понятно, но как обстоит ситуация с ребятами со сверхспособностями? Как показана их злость и жестокость на экране? Есть «Кэрри» с темой буллинга и его последствиями. Есть «Изгоняющий дьявола» c одержимой девочкой. А есть «Гори, гори ясно» – рассказ про злого Супермена без самого Супермена. Создатели взяли за основу историю происхождения Человека из стали и превратили ее в кровавый супергеройский хоррор.

«Гори, гори ясно» получился неровным: авторам не хватило смелости оторваться на полную катушку в нетривиальном сеттинге (привет, «Пацаны»). Однако концепция самого могущественного и известного супергероя, уже в юности переметнувшегося под влиянием обстоятельств на темную сторону, смотрится необычно и местами свежо. Особенно если сравнивать с наивностью и чрезмерной добротой современного супергеройского кино. Будем надеяться, что в дальнейшем у «Гори, гори ясно» появятся достойные последователи, поскольку создатели вряд ли захотят расширять вселенную после неудовлетворительных сборов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

14 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

15 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

17 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

19 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

21 час назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

1 день назад