Кино

5 лет без Алана Рикмана

21 февраля Алану Рикману исполнилось бы 75 лет, но 5 лет назад – 14 января его не стало. Актер с завораживающим голосом, неповторимым чувством юмора и скрупулезным подходом к работе умер от рака в возрасте 69 лет. Он до сих пор любим поклонниками, а его имя по-прежнему появляется в новостных сводках. Осенью прошлого года, например, стало известно, что почти 30 томов его личных дневников будут выпущены отдельной книгой.

Однако на чужие вопросы Рикман отвечать не слишком-то любил. Многие журналисты признавались, что интервью с актером были нелегкими, но в то же время называли его одним из умнейших людей, которых они встречали в своей жизни. «КиноРепортер» собрал яркие высказывания актера, которые дают четкое представление о том, каким человеком он был.

Педант

К своим ролям Алан Рикман всегда подходил очень ответственно. Например, основной сложностью в работе над поттерианой Рикман называл неизвестность. Он не знал, в какие дебри его персонажа заведет писательница, и не мог заранее продумать его арку. При этом актер был уверен, что Роулинг наперед знала концовку. В какой-то момент начались откровенные спекуляции на тему того, что писательница приоткрыла завесу тайны и рассказала основному касту о том, каким будет финал.

«Ходит много слухов об этом, так что сейчас я поведаю вам правду. Когда мне предложили роль, я согласился, но сказал, что прежде хочу поговорить с Джоан Роулинг. Нас связали по телефону, и я сказал, что не знаю, как играть персонажа, – а вы должны понимать, что на тот момент вышло только три книги. В итоге она ничего мне не рассказала, я узнавал о событиях, как и все – читая книгу за книгой».

Говоря о другом своем герое – винном эксперте Стивене Спариере из фильма «Шоковый эффект» (2008), который привозит во Францию калифорнийское вино, чем вызывает фурор в индустрии, – Рикман отмечал, что ему пришлось постараться, чтобы найти в персонаже глубину и многогранность. На экране Спариер, ведомый своей страстью, выглядел отчаянно комично, но Рикман, как обычно, рассуждал о более высоких материях.

«Учитывая, что его намерения были очевидны, мне пришлось отслеживать момент, когда в его жизни происходят настоящие открытия. Мне нужно было понять, в чем заключается его наивность».

О невероятной, почти стоической преданности работе говорит и то, как Алан Рикман воспринял необходимость раздеться перед камерой, когда ему уже было за шестьдесят. В комедии «Гамбит» (2012) он сыграл богатого бизнесмена со склонностью к эксгибиционизму.

«У меня не было выбора, поскольку в сценарии было написано, что герой снимает с себя всю одежду. Меня тревожило, что это происходило именно в этот момент моей карьеры, а также то, что зрители должны были увидеть это в кино. А потом я взглянул направо и увидел целую комнату с массовкой, которая была отделена от меня абсолютно прозрачной стеной».

Соврал, чтобы получить работу

«Я снимался в фильме, не буду говорить, в каком именно, и, чтобы получить роль, заявил, что умею водить машину. И вот я сижу в роскошном спорткаре, а вся съемочная группа находится через дорогу. Мне нужно запустить мотор, а я понятия не имею, как это сделать. С командой был и владелец машины, который выглядел так, будто готов убить меня. Или себя – я не был уверен, кого именно. В итоге в одном из дублей машина со скрежетом ехала по дороге на первой передаче и с включенными дворниками, хотя дождя не было».

  

При всем этом Алан Рикман никогда не был фанатом системы Станиславского.

«Как-то я открыл книгу, написанную Станиславским, прочитал примерно половину страницы, быстро ее захлопнул и никогда к ней не возвращался. Если говорить о теории, то единственной книгой, которую я сумел вытерпеть, не испытывая от чтения боли, было «Уважение к актерскому мастерству» Уты Хаген. Станиславский показался мне слишком заумным».

Режиссер и сценарист

Алан Рикман не только сам чрезвычайно внимательно относился к своим обязанностям, но и не любил, когда другие работают спустя рукава. Даже проблемы с бюджетом, которые могли вызвать проволочки на площадке, актер воспринимал слишком близко к сердцу. Так, например, во время съемок «Версальского романа» Рикман, игравший Людовика XIV, сокрушался, что съемки проходили не во Франции, а в Англии. Эти обстоятельства, впрочем, доставляли немало проблем всей группе.

«Неподалеку всегда было шоссе или взлетная полоса. Из кустов постоянно выскакивали звукорежиссеры с перекошенными от отчаяния лицами»

Сам Рикман никогда не брался за то, с чем, по собственному мнению, не мог совладать. Согласившись снять «Версальский роман» (2014), актер наотрез отказался редактировать сценарий.

«В моих руках текст бы превратился в настоящую катастрофу. Преемственность сцен бы отсутствовала, все тянулось бы слишком долго – у меня вообще проблемы с концентрацией».

А вот с режиссурой у Алана Рикмана все сложилось – «Зимний гость» (1997) был отмечен двумя премиями во время премьеры на Венецианском кинофестивале 

«Будучи актером, я всегда наблюдал за тем, что происходило на площадке. Я не из тех, кто сидит в трейлерах, не выношу этого. В любом фильме многое зависит от личности режиссера. И я считаю, что человека формируют вещи, которые оказывают на него влияние, его опыт и то, что он когда-либо видел»

Говоря о своем подходе к режиссуре, Рикман всегда опирался на такие качества, как честность и открытость.

«Одна из самых обнадеживающих вещей, которые режиссер может когда-либо сказать актеру в ответ на вопрос: «Я не знаю». Такой ответ делает вас честным, надежным и уязвимым, он означает, что вы разберетесь с проблемой».

«Энтони Мингелла оказал на меня огромное влияние, потому что в первый день съемок своего режиссерского дебюта «Верно, безумно, глубоко» он просто собрал всех вместе и сказал: «У меня есть одно слово: «Помогите!».

Человек искусства

Впервые на сцену Алан Рикман вышел в школьном возрасте – его дебют состоялся в любительской постановке. После выпуска он поступил в школу искусства и дизайна в Челси, а затем в Королевский колледж искусств. До того, как дебютировать в профессии, он работал графическим дизайнером в издании Notting Hill Herald. В возрасте 26 лет он все же решил следовать за мечтой и поступил в Королевскую академию драматического искусства. Остальное – уже история: спектакль «Опасные связи», где ему досталась первая большая роль, стал сенсацией сначала в Англии, а потом и на Бродвее. С театральной сцены Рикман шагнул прямиком в Голливуд. 

«На тот момент никто не знал, что фильм будет блокбастером. Я был испуган, потому что впервые оказался на съемочной площадке. Не знаю, нервничал ли, но все это казалось большим приключением и я отлично проводил время», – рассказывал он потом о съемках «Крепкого орешка» (1988).

Позднее, отвечая на вопрос о том, что у него в приоритете – театральные постановки Шекспира или голливудские блокбастеры, Рикман иронично отвечал, что это посменная работа. Случались в его карьере и долгие перерывы.

«Я впервые за четыре года вернулся на сцену, и происходящее похоже на возвращение в спортзал после долгого перерыва – я почувствовал, что мне нужно вернуться в форму. Да, ты задействуешь разные мышцы, снимаясь в кино и играя в театре, но одно другого не легче. Честно говоря, игра в кино никак не упрощает задачу».

Творческая жилка позволяла британцу не бояться экспериментов и соглашаться на эксцентричные роли. Задолго до того, как сыграть профессора зельеварения, Рикман говорил, что ему нравится воплощать на экране злодеев.

«Конечно, ты срываешься с поводка, бегаешь повсюду как бешеная собака».

Провидец

«Я борюсь за то, чтобы в кино продолжали появляться независимые фильмы, за то, чтобы зрители надевали шляпы и пальто и выходили из домов, оборудованных большими экранами и мощными колонками. Нет ничего лучше, чем сидеть в кинотеатре посреди толпы других людей».

Несмотря на безусловную любовь к большому кино, Алан Рикман обращал внимание коллег на стремительное развитие онлайн-показов.

«Нам стоит получше приглядеться к телеэкранам. Нынешний стиль жизни доказывает, что люди не собираются покидать гостиные», – говорил он в 2015 году, задолго до сегодняшнего расцвета стримингов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

13 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

15 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

16 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

18 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

20 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

23 часа назад