Ко дню рождения великого поэта.
Сыграть Пушкина? Казалось бы, что может быть проще! Кудряшки, бакенбарды – вот вам и Александр Сергеевич. На деле портретного сходства мало – важнее внутренняя суть. Начиная с первого киновоплощения Владимиром Кривцовым в картине «Жизнь и смерть Пушкина» 1910 года до блестящего исполнения Юрой Борисовым в хите «Пророк» актеры добавляют в портрет великого поэта все новые черты и краски. «КиноРепортер» решил вспомнить смельчаков, которые не побоялись взяться за «наше все».
Евгений Стычкин
«День полнолуния» (1998)
Да, сейчас уже вряд ли можно представить Евгения Стычкина с шевелюрой, но в свое время он действительно сыграл кудрявого поэта у Карена Шахназарова. Фильм-притча «День полнолуния» состоял из целого калейдоскопа историй с персонажами из разных времен, от новых русских до князей. Удивительно, но Пушкину тоже нашлось место в такой картине. Появляется он там внезапно и так же резко пропадает из повествования, но Стычкин и Шахназаров успевают показать любопытную зарисовку из реальной жизни классика.
Интересующая нас сцена «Дня полнолуния» основана на воспоминаниях Пушкина о знакомстве с юной калмычкой, которая повстречалась ему на стоянке кочевников на пути в кавказский Арзрум. Девушка не разделила энтузиазм поэта, что в нее на миг влюбился, от чего тот остался в весьма расстроенных чувствах. О чем позже поведал в емком стихотворении под названием «Калмычке» (1829):
«Прощай, любезная калмычка!
Чуть-чуть, назло моих затей,
Меня похвальная привычка
Не увлекла среди степей
Вслед за кибиткою твоей».
Стычкин отыгрывает светлую печаль, поразившую поэта, лишь одними глазами и затем спешит удалиться из кадра. Но эта небольшая роль не стала единственной «поэтической» в карьере актера – в ленте «Пушкин. Последняя дуэль» он сыграл уже не Пушкина, а Михаила Юрьевича Лермонтова.
Сергей Безруков
«Пушкин. Последняя дуэль» (2006), «Гоголь. Ближайший» (2009)
Кого только не играл Сергей Безруков: Владимира Высоцкого, Сергея Есенина, Бориса Годунова и даже Иисуса Христа (почти). Конечно, примерил он и кудри с бакенбардами для роли Пушкина. А играл он его дважды в кино и многократно в театре. Вдобавок в качестве режиссера поставил собственный спектакль, где также исполнил роль солнца русской поэзии.
Первое появление Безрукова-Пушкина в кино случилось в байопике-детективе Натальи Бондарчук о, собственно, дуэли с Дантесом и расследовании обстоятельств этой роковой схватки. Хотя лицо актера здесь загримировали не так сильно, как, например, в драме «Высоцкий. Спасибо, что живой», веришь каждому его слову и мимическому движению. А напряженная атмосфера ленты добавляет зрелищности и эпичности.
«Пушкин для меня бесконечно живой», – делился Безруков, отмечая свою исключительную любовь к наследию поэта. Архивные кадры из «Последней дуэли» появляются и в биографической драме Бондарчук о последних днях жизни Гоголя (Евгений Редько), где во флешбэках вырисовываются портреты важных для писателя личностей. Николай Васильевич, как известно, был большим поклонником творчества Пушкина и даже смог сблизиться с ним в Петербурге.
Станислав Белозеров
«18−14» (2007)
Белозеров сыграл молодого Пушкина времен учебы в лицее в Царском Селе. Время то было не только задорное, со всеми юношескими забавами и первыми влюбленностями, но и кровавое. Дело в том, что тогда в окрестностях лицея орудовал маньяк по прозвищу Царскосельский душегубец, что женщин молодых убивал. А удалые лицеисты все вмешивались в дела следователя.
Об этом и рассказывает приключенческая лента Андреса Пуустусмаа, где помимо Пушкина запечатлено много небезызвестных в будущем деятелей, – декабристы Вильгельм Кюхельбекер и Иван Пущин, канцлер Александр Горчаков и поэт Антон Дельвиг. В те годы никто и не подозревал, что эта компания войдет в историю, а Пушкин вообще станет светилом отечественной поэзии. Хотя таланта ему уже тогда было не занимать.
Юный Пушкин в исполнении Белозерова дерзок, амбициозен и, конечно, кучеряв. А история с маньяком абсолютно реальна, и поэт действительно участвовал в его поисках. Оказался душегубом не кто иной, как служитель лицея Константин Сазонов, которого Пушкин упоминал в стихотворной зарисовке «Заутра с свечкой грошевою…» (1816):
«Мой друг! остался я живым,
Но был уж смерти под косою:
Сазонов был моим слугою…»
Константин Крюков
«Спасти Пушкина» (2017)
«Мне с детства говорили, что я могу его сыграть, что чем-то я на Пушкина немного похож, и это была моя давняя мечта», – рассказывал Крюков. Да, он действительно внешне напоминает поэта сильнее, чем Безруков или Стычкин. А мечта актера исполнилась, когда его пригласили в комедию Филиппа Коршунова и Павла Мирзоева с весьма неожиданным синопсисом: Пушкина отправляют в наше время школьники, действующие во имя спасения классика от смертельного выстрела Дантеса.
К сожалению, критикам и зрителям лента пришлась не по душе – мол, настолько несерьезный тон здесь неуместен, да и шутки глуповаты. Но Крюков прекрасен и убедителен, хоть и помещают Пушкина в его исполнении в донельзя нелепые ситуации. Например, заставляют читать романы Дарьи Донцовой и рэп сочинять на молодежных баттлах. Простите, Александр Сергеевич!
Юра Борисов
«Пророк. История Александра Пушкина» (2025)
Наконец, обратимся к музыкальному байопику, где роль легендарного поэта исполнил Юра Борисов. Постановщик Феликс Умаров постарался уместить в один фильм всю яркую, пусть и недолгую жизнь Пушкина, начиная с детства и учебы в лицее (юного поэта сыграл Кай Гетц) и заканчивая фатальной дуэлью. И украсить это действие танцами и песнями, чего никто из кинематографистов прежде не делал.
«Пока мы снимали, мне каждый день снились сны. Пушкин все никак не мог понять, почему сейчас все называют его именем и что такое кино. Я так и не смог ему объяснить. Надеюсь, покажу», – делился Борисов.
Судя по трейлеру, Пушкин Юре удался. Сдается, талант Борисова позволил ему выдержать баланс между серьезностью и хулиганской харизмой классика, жизнь которого была полна не только поэзии и любви, но и тяжелых кризисов. Аутентичности истории придали и локации – «Пророка» снимали в роскошных дворцах Санкт-Петербурга, а также в музее-квартире Пушкина.
Достойные упоминания
- Владимир Кривцов, «Жизнь и смерть Пушкина» (1910) – первое киновоплощение Пушкина;
- Валентин Литовский, «Юность поэта» (1937) – самый юный актер, который играл поэта: на момент выхода ленты ему было 16 лет;
- Сергей Шакуров, «Наследница по прямой» (1982) – Пушкин в весьма неожиданном жанре подростковой драмы.
Комментарии