Кино

Это чоппер, детка: Из чего собрано «Криминальное чтиво»

«Криминальное чтиво», один из наиболее влиятельных, цитируемых, обсуждаемых и просто самых-самых фильмов в истории, празднует 30-летие. Каждая его сцена давно стала предметом отдельного культа, а этим, согласитесь, немногие картины могут похвастаться. Но если всем известно, как в Париже называют «Биг Мак», то не всякий знает, из чего вообще «Чтиво» выросло. Ведь Квентин Тарантино – не только великий затейник, но и фанатичный ценитель классики (в том числе сомнительной), не упускающий возможности вдохновиться каким-нибудь прекрасным старьем.

Несколько подобных фильмов, особенно повлиявших на «Чтиво», мы и решили собрать. Но, разумеется, даже близко не все – общее количество отсылок исчисляется не одним десятком.

«Целуй меня насмерть» (1955)

Бессмертная классика нуаров, в которой фигурируют частный сыщик, надломленная блондинка и страх перед ядерной угрозой, окрепший в годы холодной войны. Фильм снят по одноименному роману Микки Спиллейна, гуру «крутых детективов»: к таким-то книжкам и применялось понятие pulp, бульварного чтива в мягких обложках, щекотавшего нервишки не самой взыскательной публики. Однако многие, включая Тарантино, кайфовали от «низкого жанра», и на поп-культуру он здорово повлиял.

Для Pulp Fiction Квентин вдохновился не только стилем и атмосферой «Целуй меня насмерть», но и его макгаффином. В фильме Роберта Олдрича присутствует загадочная коробка. Никто не в курсе, что в ней находится, но всем она жизненно необходима (разгадка, как выясняется, чревата страшными последствиями). Точно так же Тарантино сгущает туман таинственности вокруг кейса, который Джулс и Винсент должны отвезти Марселласу Уоллесу. Мы знаем: внутри чемоданчика что-то светится. Но что именно – who knows. Фанатские теории метались от драгоценностей и костюма Элвиса до души Марселласа, заключившего сделку с дьяволом. Квентин, естественно, ничего не прояснил. Поэтому во что хотите – в то и верьте.

«Банда аутсайдеров» (1964)

Тарантино тащится от Жан-Люка Годара, а «Банда аутсайдеров», печальная романтическая история одного ограбления, – его любимый годаровский фильм. Недаром свою продюсерскую компанию Квентин назвал в его честь – A Band Apart. «Банда» битком набита памятными сценами (одна пробежка по Лувру чего стоит), и для «Криминального чтива» Тарантино позаимствовал ту, что выросла в самый узнаваемый его эпизод. В танцевальный баттл в местечке «Джек Рэббит Слимс», где Мия Уоллес зажигает на пару с Винсом Вегой. В «Банде аутсайдеров» имелись похожие танцульки с участием ведущего трио – как минимум по музыкальному сопровождению и общей расслабленности плясунов.

Аналогичная сцена украшала и хит Федерико Феллини «8½», причем тот танец так подозрительно смахивал на номер Мии и Винса, что Тарантино даже обвиняли в плагиате (ха-ха). Но тот упорно ссылался на Годара, а Джон Траволта вообще заявил, что их с Умой Турман выход во многом был импровизацией. Кому тут верить – опять же сами решайте.

«Бонни и Клайд» (1967)

Опенинг «Криминального чтива» мгновенно задает ему нужный тон. Пара бездельников (Тим Рот, Аманда Пламмер) торчат в дайнере, попивают кофеек под сигаретку, а затем нежно целуются, признаются друг другу в любви, выхватывают стволы и начинают ограбление.

Какой фильм о влюбленных partners in crime первым приходит вам в голову? Правильно, «Бонни и Клайд», взрывоопасная баллада Артура Пенна об известнейших бандитах в истории. Где имеется точно такая же сцена в забегаловке: Уоррен Битти с Фэй Данауэй как ни в чем не бывало сидят за столиком, Клайд допрашивает Бонни об ее прошлом и настоятельно рекомендует сменить прическу. После этого парочка тоже совершает нечто противоправное: угоняет машину. Без всяких, правда, стволов.

«Беспечный ездок» (1969)

«– Чей это мотоцикл? – Это чоппер, детка». Все, наверное, помнят лаконичный обмен репликами между Бутчем и его подругой Фабиан. После которого девушка приземляется на сиденье за Брюсом Уиллисом, и они уезжают. На протяжении двух минут, пока они болтают, можно во всех деталях рассмотреть замечательный байк модели Harley Davidson FXR Suped Glide 1986 года. Напрямую отсылающий к другому легендарному «железному коню» – Harley Davidson Hydra Glide 1952-го из «Беспечного ездока», прославленного роуд-муви эпохи Нового Голливуда.

Отыскать такую же модель Тарантино не смог, поэтому взял схожий аналог. А для одной из реплик Мии процитировал песню Pusher группы Steppenwolf, которая тоже гремела в «Ездоке» (вместе с нетленной Born To Be Wild). Тот самый чоппер, кстати, в марте 2024-го был продан на голливудском аукционе за $31,5 тыс. То есть примерно за 3 млн рублей.

«Шафт» (1971)

Тарантино рос на блэксплотейшене и нередко цитировал представителей этого славного жанра. В «Чтиве», в частности, фигурирует памятный кошелек, по фильму принадлежащий Джулсу, хотя в реальности им владел сам Квентин. На кошельке красуется надпись Bad Mother Fucker, что в совокупности с брутальным образом Джулса сделало Сэмюэла Л. Джексона почетным мазафакером Голливуда (употреблять исключительно с уважительными интонациями). Взята же эта надпись не из светлой головы сценариста и режиссера, а из композиции Айзека Хейза к боевику «Шафт», который ощутимо повлиял на развитие блэксплотейшена.

They say this cat Shaft is a bad mother (shut your mouth!) – такие в песне строчки звучат. Да, именно так, типа с цензурой. Тарантино же ничего цензурировать не стал, и кошелек благодаря этому превратился в популярнейшую деталь «чтивовского» мерча. Ну а Сэм Джексон снялся в продолжении «Шафта», которое в 2000 году выпустил Джон Синглтон, и в другом (классном!) продолжении 2019-го. Сама песня же в свое время аж «Оскара» завоевала.

«Техасская резня бензопилой» (1974) и не только

В одной из сцен «Чтива» Бутч и Марселлас попадают в плен к паре извращенцев, Зеду и Мэйнарду. Бутчу удается вырваться, и он уже собирается удрать, но, услышав душераздирающие крики Марселласа, решает не бросать его в беде. Дело происходит в ломбарде, и к услугам Бутча солидный ассортимент приспособлений, с помощью которых можно приструнить негодяев.

Вон он берет бейсбольную биту – отсылка к экшену «Широко шагая» (1973), который Тарантино обожает и не раз вспоминает в своих «Киноспекуляциях». Затем меняет биту на бензопилу – как сами знаете где. Но и бензопила Бутча не устраивает. Тогда он хватает с полки самурайский меч, что одновременно напоминает о триллере Сидни Поллака «Якудза» (1974) и проводит мостик к дилогии «Убить Билла». Этим-то клинком Бутч и усмиряет Мэйнарда. Далее Марселлас освобождается, поднимает дробовик и завершает начатое, проучив Зеда. Ну а вскоре после этого Бутч на байке произносит фирменное: «Зед мертв, детка. Зед мертв».

«Американский парень» (1978)

Если предыдущие фильмы из нашего списка – золотая классика, то вот кое-что менее очевидное. Вдохновившее при этом Тарантино на еще одну сцену из «Чтива», которую нереально забыть. Ту, где Мия перебарщивает с веществами, и Винс вынужден возвращать ее к жизни радикальным способом: путем инъекции адреналина в сердце. Этот эпизод Квентин стащил из документалки «Американский парень», которую Мартин Скорсезе посвятил своему приятелю Стивену Принсу (вы можете помнить его по роли продавца пушек в «Таксисте»).

Помимо нарезок с домашним видео Принса в кадре и за кадром звучат феерические рассказы о его похождениях. Включая байку о том, как Принс устроил такую инъекцию одной девушке, которая заигралась с джанком. Сам Стивен в это время тоже был отнюдь не трезв. Но смог, по его словам, «взять ситуацию под контроль и сделать все необходимое». Эту же историю, кстати, Принс воспроизведет в «Пробуждении жизни» Ричарда Линклейтера – спустя семь лет после триумфа «Криминального чтива». А саму сцену с Умой Турман и Джоном Траволтой снимали в обратном порядке: шприц втыкали в нагрудную накладку, затем Траволта выдергивал его, а на монтаже эти действия прокрутили в иной последовательности. О, магия кино.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

4 часа назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

6 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

7 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

10 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

12 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

15 часов назад