Журнал

Просто Мария: Почему Аронову обожают зрители

Эффектная, смешная, суровая, трогательная и сильная – Мария Аронова соткана из противоречий. Она может заставить плакать в трагедии и тут же влюбить в себя в уморительной комедии. Ее красивый грудной голос узнаваем не меньше внешности. И на новом бурном витке карьеры фильмы с ее участием собирают сотни миллионов. «КиноРепортер» рассуждает, почему актриса так любима публикой всех возрастов.

Могла ли она не стать актрисой? Наверное, нет. Мария Аронова выбрала эту профессию в детстве – устраивала для соседей импровизированные спектакли и «как клоун веселила бабулек», чем изрядно злила отца. Родители будущей звезды были далеки от творчества: папа – инженер, мама – библиотекарь. И все же и Мария, и ее брат Александр связали свою жизнь с искусством: она окончила Щукинское училище, он – Московское художественное как реставратор.

«Нужно всегда четко понимать, какого ты происхождения, и если уж чего-то нет у тебя в крови – делать этого никак нельзя», – уверена Аронова. Лукавства в этих словах нет: в роду звезды были и несостоявшиеся актрисы, и непризнанные художники, а Мария выправила эту семейную линию в сторону успеха. И если двоюродная бабушка звезды, получив актерское образование, была вынуждена бросить сцену ради семьи, а бабушке по материнской линии поступать в театральный запретил супруг, то Мария переломила и это.

В фильме «Лед» (2017)

Когда во втором браке у нее родилась дочь Серафима, уволился с работы и взял на себя все заботы по хозяйству именно ее супруг Евгений Фомин. С ним артистка познакомилась в театре – он работал начальником транспортного цеха. Крепкая семья сложилась тихо – пара просто начала жить вместе. На то, чтобы официально скрепить союз, потребовалось два десятилетия: свадьба состоялась 11 марта 2018-го, в тот же день артистке исполнилось 46.

Смерть матери, которую Аронова называет главным человеком в своей жизни, стала для нее самым болезненным ударом: жизнь разделилась на до и после. И в после не осталось места инфантильности и девичьим капризам. Характер, закаленный в институте (мастер Владимир Иванов позже признавался, что держал ученицу в ежовых рукавицах, чтобы не загубить ее талант), окончательно стал пробивным: надежного тыла больше не было, а ответственность приходилось нести не только за себя.

«Я обычная женщина, которая очень боится бабьего одиночества», – говорит Мария. Но при этом признает за собой сугубо мужские качества – упертость, консерватизм и предельную конкретность. Даже увлечения у нее «гендерно неправильные» – рыбалка, преферанс и автомобили. Возможно, именно благодаря внутренней силе ей удается так легко завоевывать любое пространство вне зависимости от места действия, обстоятельств и даже именитых партнеров.

С Евгенией Добровольской в фильме «Артистка» (2007)

И еще, конечно, дело в огромном таланте. Именно за него Аронову с первой попытки взяли в Щукинское училище, а затем, на 2-м курсе института, ввели в спектакль «Женитьба Бальзаминова», который в Театре им. Вахтангова ставил Аркадий Кац. Его приглашение и стало для юной актрисы билетом в новую жизнь. Ту самую, где ее партнерами по сцене были настоящие мэтры – Михаил Ульянов, Владимир Этуш и Сергей Маковецкий.

Впрочем, Мария быстро снискала и собственную славу: за роль императрицы Екатерины II в спектакле «Царская охота» она была удостоена Государственной премии имени Константина Станиславского. Случай почти беспрецедентный. И разумеется, после выпуска из института она связала жизнь с любимым театром.

В кино тоже складывалось удачно – взять хотя бы дебют у Сергея Урсуляка «Летние люди», съемки которого проходили в Чехии. Или вышедшую через 12 лет «Артистку» Станислава Говорухина, в которой Аронова сыграла неунывающую подругу неудачливой актрисы Анечки (Евгения Добровольская). За эту роль она удостоилась первого «Золотого орла» (второго, за «Пару из будущего», получила 14 лет спустя).

В фильме «Батальонъ» (2014)

Международное признание настигло Марию на кинофестивале стран БРИКС в Йоханнесбурге. Актриса получила приз «Быстрый лев» за роль Марии Бочкаревой (одна из первых русских женщин-офицеров, – КР), командира так называемого батальона смерти – женского отряда в годы Первой мировой войны. Съемки в «Батальоне» выдались непростые: актрисе пришлось не только расстаться с волосами (головы обрили все ключевые актрисы) и освоить строевую подготовку, но и лишиться нескольких зубов из-за воспаления надкостницы (а это, учитывая в буквальном смысле окопные условия, было не удивительно). Но она восприняла все как знак свыше: «Наверное, Мария Леонтьевна недовольна чем-то. Что-то я не то делаю».

Глубокая драматическая роль стала новой ступенью в карьере – Аронова доказала, что органично смотрится не только в комедийном амплуа. Однако всенародную любовь ей все равно дарят героини «из народа», в которых актриса вложила юмор, свою яркую индивидуальность и умение мгновенно расположить к себе. От хозяйки кафе в «Клубничке» и колоритной продавщицы в «Солдатах» до одинокого тренера в трилогии «Лед», от угасшей без любви актрисы в «Паре из будущего» до разудалой атаманши в «Бременских музыкантах».

В ее персонажах легко узнать себя – Мария кажется не только универсальным воплощением женской судьбы, но и проводником для привычных и понятных эмоций и состояний. И сколько в них правды и честной простоты! И каким трудом они даются:

«От своего мастера Владимира Иванова я услышала и твердо поняла одну истину: талант является крестом, который ты должен нести. Я очень не люблю новый материал, ненавижу репетировать, потому что, открывая новую пьесу, я абсолютно точно знаю, на какие муки себя обрекаю. Нет ни одной работы, над которой бы я не плакала».

С Сергеем Буруновым в фильме «Пара из будущего» (2021)

Главное, что Аронова говорит на одном языке со зрителем. И иногда это вовсе не фигура речи: она способна обратиться к людям прямо со сцены, на которой ей предстоит выступить, и никому не позволит их обидеть. Даже в контракте у нее прописан особый пункт – не играть с партнером, который выпил спиртного перед спектаклем. Потому что она убеждена: к профессии и зрителю надо относиться уважительно.

Принципы перенял и сын актрисы Владислав, который так же, как и знаменитая мама, окончил Щукинское училище. И даже играл с ней в спектакле «Мертвые души». Конечно же, в Вахтанговском.

При этом сама Мария продолжает неизменно удивлять публику. Иногда яркими образами (взять ту же атаманшу в «Бременских музыкантах» с татуировками и колоритной повязкой на глазу), иногда – неожиданными признаниями. А иногда и хулиганскими, под стать характеру, выходками. Будь то шпагат в кадре (в 5-м классе она ушла из спортивной гимнастики из-за сложного перелома) или пение: в саундтреки трилогии «Лед» вошло несколько композиций в исполнении артистки, звучит ее вокал и в «Бременских».

В фильме «Бременские музыканты» (2024)

В число увлечений Ароновой раньше входили и социальные сети. Два года назад актриса перестала активно их вести, но на ее профиль в тик-токе, например, до сих пор подписаны более 5,2 млн человек. Впрочем, старые уютные домашние фотографии, на которых можно увидеть и ее мужа, и детей (дочь Серафима учится в медицинском институте), и внучку Антонину, в аккаунтах звезды остались.

Живет, кстати, Мария Аронова по-прежнему в родном Долгопрудном, где пустили корни еще ее бабушки и дедушки. Разве что квартиру, в которой выросла, сменила на домик побольше.

«Это таунхаус на берегу канала имени Москвы, – гордо рассказывает о семейном гнезде артистка. – Из окошка мансарды видно канал, где мы с мамой все детство гуляли по берегу. Так что город мой любимый меня не отпустил».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Калина красная»: Поэзия шукшинской прозы в Театре на Бронной

Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…

24 минуты назад

Обратный ход: Фильмы с реверсивным повествованием

Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…

1 час назад

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

5 часов назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…

20 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

21 час назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

23 часа назад