Эффектная, смешная, суровая, трогательная и сильная – Мария Аронова соткана из противоречий. Она может заставить плакать в трагедии и тут же влюбить в себя в уморительной комедии. Ее красивый грудной голос узнаваем не меньше внешности. И на новом бурном витке карьеры фильмы с ее участием собирают сотни миллионов. «КиноРепортер» рассуждает, почему актриса так любима публикой всех возрастов.
Могла ли она не стать актрисой? Наверное, нет. Мария Аронова выбрала эту профессию в детстве – устраивала для соседей импровизированные спектакли и «как клоун веселила бабулек», чем изрядно злила отца. Родители будущей звезды были далеки от творчества: папа – инженер, мама – библиотекарь. И все же и Мария, и ее брат Александр связали свою жизнь с искусством: она окончила Щукинское училище, он – Московское художественное как реставратор.
«Нужно всегда четко понимать, какого ты происхождения, и если уж чего-то нет у тебя в крови – делать этого никак нельзя», – уверена Аронова. Лукавства в этих словах нет: в роду звезды были и несостоявшиеся актрисы, и непризнанные художники, а Мария выправила эту семейную линию в сторону успеха. И если двоюродная бабушка звезды, получив актерское образование, была вынуждена бросить сцену ради семьи, а бабушке по материнской линии поступать в театральный запретил супруг, то Мария переломила и это.
Когда во втором браке у нее родилась дочь Серафима, уволился с работы и взял на себя все заботы по хозяйству именно ее супруг Евгений Фомин. С ним артистка познакомилась в театре – он работал начальником транспортного цеха. Крепкая семья сложилась тихо – пара просто начала жить вместе. На то, чтобы официально скрепить союз, потребовалось два десятилетия: свадьба состоялась 11 марта 2018-го, в тот же день артистке исполнилось 46.
Смерть матери, которую Аронова называет главным человеком в своей жизни, стала для нее самым болезненным ударом: жизнь разделилась на до и после. И в после не осталось места инфантильности и девичьим капризам. Характер, закаленный в институте (мастер Владимир Иванов позже признавался, что держал ученицу в ежовых рукавицах, чтобы не загубить ее талант), окончательно стал пробивным: надежного тыла больше не было, а ответственность приходилось нести не только за себя.
«Я обычная женщина, которая очень боится бабьего одиночества», – говорит Мария. Но при этом признает за собой сугубо мужские качества – упертость, консерватизм и предельную конкретность. Даже увлечения у нее «гендерно неправильные» – рыбалка, преферанс и автомобили. Возможно, именно благодаря внутренней силе ей удается так легко завоевывать любое пространство вне зависимости от места действия, обстоятельств и даже именитых партнеров.
И еще, конечно, дело в огромном таланте. Именно за него Аронову с первой попытки взяли в Щукинское училище, а затем, на 2-м курсе института, ввели в спектакль «Женитьба Бальзаминова», который в Театре им. Вахтангова ставил Аркадий Кац. Его приглашение и стало для юной актрисы билетом в новую жизнь. Ту самую, где ее партнерами по сцене были настоящие мэтры – Михаил Ульянов, Владимир Этуш и Сергей Маковецкий.
Впрочем, Мария быстро снискала и собственную славу: за роль императрицы Екатерины II в спектакле «Царская охота» она была удостоена Государственной премии имени Константина Станиславского. Случай почти беспрецедентный. И разумеется, после выпуска из института она связала жизнь с любимым театром.
В кино тоже складывалось удачно – взять хотя бы дебют у Сергея Урсуляка «Летние люди», съемки которого проходили в Чехии. Или вышедшую через 12 лет «Артистку» Станислава Говорухина, в которой Аронова сыграла неунывающую подругу неудачливой актрисы Анечки (Евгения Добровольская). За эту роль она удостоилась первого «Золотого орла» (второго, за «Пару из будущего», получила 14 лет спустя).
Международное признание настигло Марию на кинофестивале стран БРИКС в Йоханнесбурге. Актриса получила приз «Быстрый лев» за роль Марии Бочкаревой (одна из первых русских женщин-офицеров, – КР), командира так называемого батальона смерти – женского отряда в годы Первой мировой войны. Съемки в «Батальоне» выдались непростые: актрисе пришлось не только расстаться с волосами (головы обрили все ключевые актрисы) и освоить строевую подготовку, но и лишиться нескольких зубов из-за воспаления надкостницы (а это, учитывая в буквальном смысле окопные условия, было не удивительно). Но она восприняла все как знак свыше: «Наверное, Мария Леонтьевна недовольна чем-то. Что-то я не то делаю».
Глубокая драматическая роль стала новой ступенью в карьере – Аронова доказала, что органично смотрится не только в комедийном амплуа. Однако всенародную любовь ей все равно дарят героини «из народа», в которых актриса вложила юмор, свою яркую индивидуальность и умение мгновенно расположить к себе. От хозяйки кафе в «Клубничке» и колоритной продавщицы в «Солдатах» до одинокого тренера в трилогии «Лед», от угасшей без любви актрисы в «Паре из будущего» до разудалой атаманши в «Бременских музыкантах».
В ее персонажах легко узнать себя – Мария кажется не только универсальным воплощением женской судьбы, но и проводником для привычных и понятных эмоций и состояний. И сколько в них правды и честной простоты! И каким трудом они даются:
«От своего мастера Владимира Иванова я услышала и твердо поняла одну истину: талант является крестом, который ты должен нести. Я очень не люблю новый материал, ненавижу репетировать, потому что, открывая новую пьесу, я абсолютно точно знаю, на какие муки себя обрекаю. Нет ни одной работы, над которой бы я не плакала».
Главное, что Аронова говорит на одном языке со зрителем. И иногда это вовсе не фигура речи: она способна обратиться к людям прямо со сцены, на которой ей предстоит выступить, и никому не позволит их обидеть. Даже в контракте у нее прописан особый пункт – не играть с партнером, который выпил спиртного перед спектаклем. Потому что она убеждена: к профессии и зрителю надо относиться уважительно.
Принципы перенял и сын актрисы Владислав, который так же, как и знаменитая мама, окончил Щукинское училище. И даже играл с ней в спектакле «Мертвые души». Конечно же, в Вахтанговском.
При этом сама Мария продолжает неизменно удивлять публику. Иногда яркими образами (взять ту же атаманшу в «Бременских музыкантах» с татуировками и колоритной повязкой на глазу), иногда – неожиданными признаниями. А иногда и хулиганскими, под стать характеру, выходками. Будь то шпагат в кадре (в 5-м классе она ушла из спортивной гимнастики из-за сложного перелома) или пение: в саундтреки трилогии «Лед» вошло несколько композиций в исполнении артистки, звучит ее вокал и в «Бременских».
В число увлечений Ароновой раньше входили и социальные сети. Два года назад актриса перестала активно их вести, но на ее профиль в тик-токе, например, до сих пор подписаны более 5,2 млн человек. Впрочем, старые уютные домашние фотографии, на которых можно увидеть и ее мужа, и детей (дочь Серафима учится в медицинском институте), и внучку Антонину, в аккаунтах звезды остались.
Живет, кстати, Мария Аронова по-прежнему в родном Долгопрудном, где пустили корни еще ее бабушки и дедушки. Разве что квартиру, в которой выросла, сменила на домик побольше.
«Это таунхаус на берегу канала имени Москвы, – гордо рассказывает о семейном гнезде артистка. – Из окошка мансарды видно канал, где мы с мамой все детство гуляли по берегу. Так что город мой любимый меня не отпустил».
Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…