Журнал

«Про Лелю и Миньку»: Куда уходит детство

На юмористических рассказах Михаила Зощенко выросло не одно поколение советских детей. Более того, ими воспитано. Цикл о сестре и брате Леле и Миньке очаровывает своим легким, почти поэтическим слогом, бытоописанием, которое даже в нынешнем, изменившемся за почти век мире вполне понятно и без труда узнаваемо, а также ненатужным и доступным всем возрастам юмором и, наконец, поучительностью без намека на менторский тон. Дети хулиганят, попадают в переделки, пытаются выйти сухими из воды и неизменно попадаются. Потому что, как говорится, у лжи длинные уши.

Режиссер Анна Чернакова («Собачий рай», «Жили-были мы») и ее давний соавтор, сценарист, актер и режиссер Александр Адабашьян, изящно адаптировали рассказы Зощенко для экрана, объединив их в историю о том, как уже выросший Минька едет в гости к старшей сестре. Леля живет в доме, где прошло их детство, с двумя «чучелами», как она любя называет своих сыновей — братьев-близнецов Петю и Федю.

 

Те получились продолжателями лучших семейных традиций — такие же сорванцы, от которых неприятностей не оберешься. Мать по их милости вынуждена устроить распродажу, чтобы покрыть потерю банковской сумки с большой суммой наличности. Глядя на них, Леля вспоминает, как бедокурила сама. Весь в мыслях о детстве и Минька, спешащий к ней на поезде… На этот сюжет нанизаны знакомые многим рассказы об испорченном новогоднем празднике, паровозике и кукле со сломанной ручкой, проданных старьевщику галошах и мороженом и многие другие.

Чтобы визуально разделить события настоящего и прошлого, создатели фильма сделали одни черно-белыми, а другие — цветными. Прием вполне стандартный, вот только обычно в ч/б делают флешбэки (ретро же!), а тут наоборот. И логика очевидна: детство должно быть цветным — как самые яркие сны.

Именно поэтому, когда на вокзале в ногу взрослого Миньки въезжает паровозик — в точности такой, какого он лишился из-за собственной шалости в далеком детстве, — игрушка внезапно становится цветной. Красками ее одарили нахлынувшие на героя воспоминания. Паровозик ненадолго превращается в ментальную машину времени, которой бы с удовольствием воспользовалось большинство из нас.

В конце цвет обретает и настоящее — потому что детство, что бы там ни пела Пугачева, никуда не уходит. Все мы взрослые дети, просто многие об этом забыли.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Столичные спектакли по Достоевскому

Сегодня в Санкт-Петербурге отмечают День Достоевского, ежегодный литературный праздник, который приходится на первую субботу июля. Дата эта не случайна, поскольку…

1 час назад

7 фильмов про радио: Драма, комедия, ужасы и рок-н-ролл

Возвращение «Питер FM» на большие экраны напомнило зрителям о силе радиоэфира, способного менять судьбы и передавать эмоции без визуального контакта.…

23 часа назад

«Дикая семейка»: Детям об экологии, корнях и орангутанах

В тропическом лесу на острове Борнео кипит жизнь. Змейки ползают, стрекозки летают, лягушки квакают, орангутаны на ветках раскачиваются. А потом…

1 день назад

Умер Майкл Мэдсен

Майкл Мэдсен скончался на 68-м году жизни. Тело актера обнаружили в его доме в Малибу. Об этом сообщило издание NBC…

2 дня назад

Деми Мур и Тимоти Шаламе получат звезды на «Аллее славы»

Голливудская торговая палата объявила имена деятелей культуры, которые в 2026 году будут удостоены звезды на «Аллее славы» в Лос-Анджелесе. В…

2 дня назад

«Назад в будущее» – 40 лет: Как в кино изображались путешествия во времени

3 июля 2025 года исполняется 40 лет с выхода в мировой прокат культового фильма Роберта Земекиса «Назад в будущее» –…

2 дня назад