Журнал

«Про Лелю и Миньку»: Куда уходит детство

На юмористических рассказах Михаила Зощенко выросло не одно поколение советских детей. Более того, ими воспитано. Цикл о сестре и брате Леле и Миньке очаровывает своим легким, почти поэтическим слогом, бытоописанием, которое даже в нынешнем, изменившемся за почти век мире вполне понятно и без труда узнаваемо, а также ненатужным и доступным всем возрастам юмором и, наконец, поучительностью без намека на менторский тон. Дети хулиганят, попадают в переделки, пытаются выйти сухими из воды и неизменно попадаются. Потому что, как говорится, у лжи длинные уши.

Режиссер Анна Чернакова («Собачий рай», «Жили-были мы») и ее давний соавтор, сценарист, актер и режиссер Александр Адабашьян, изящно адаптировали рассказы Зощенко для экрана, объединив их в историю о том, как уже выросший Минька едет в гости к старшей сестре. Леля живет в доме, где прошло их детство, с двумя «чучелами», как она любя называет своих сыновей — братьев-близнецов Петю и Федю.

 

Те получились продолжателями лучших семейных традиций — такие же сорванцы, от которых неприятностей не оберешься. Мать по их милости вынуждена устроить распродажу, чтобы покрыть потерю банковской сумки с большой суммой наличности. Глядя на них, Леля вспоминает, как бедокурила сама. Весь в мыслях о детстве и Минька, спешащий к ней на поезде… На этот сюжет нанизаны знакомые многим рассказы об испорченном новогоднем празднике, паровозике и кукле со сломанной ручкой, проданных старьевщику галошах и мороженом и многие другие.

Чтобы визуально разделить события настоящего и прошлого, создатели фильма сделали одни черно-белыми, а другие — цветными. Прием вполне стандартный, вот только обычно в ч/б делают флешбэки (ретро же!), а тут наоборот. И логика очевидна: детство должно быть цветным — как самые яркие сны.

Именно поэтому, когда на вокзале в ногу взрослого Миньки въезжает паровозик — в точности такой, какого он лишился из-за собственной шалости в далеком детстве, — игрушка внезапно становится цветной. Красками ее одарили нахлынувшие на героя воспоминания. Паровозик ненадолго превращается в ментальную машину времени, которой бы с удовольствием воспользовалось большинство из нас.

В конце цвет обретает и настоящее — потому что детство, что бы там ни пела Пугачева, никуда не уходит. Все мы взрослые дети, просто многие об этом забыли.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Еще не все потеряно: Подборка фильмов про бездомных

Тема бездомности в кинематографе появилась с самого его зарождения. Весомый вклад в нее, разумеется, внес Чарли Чаплин с легендарным образом…

4 часа назад

К премьере «Бугонии» запустили пародийный сайт об инопланетянах

Одна из главных премьер 82-го Венецианского кинофестиваля, сатирическая комедия Йоргоса Лантимоса «Бугония», обзавелась собственным шуточным порталом. Страница, стилизованная под дешевые…

4 часа назад

«Школьный автобус»: Огнеопасная проверка на прочность для отца и гражданина

Калифорния, ноябрь 2018-го. Осадков не было 210 дней. Из-за солнечной и ветреной погоды в округе Бьютт объявлен высокий уровень пожарной…

9 часов назад

Грандиозная ретроспектива пройдет в честь 80-летия Никиты Михалкова

С 21 октября по 3 ноября в большом зале кинотеатра «Иллюзион» пройдет грандиозная ретроспектива, приуроченная к 80-летию Никиты Михалкова –…

1 день назад

Данил Стеклов: «У меня стакан всегда наполовину пуст»

Наш герой – скромный обладатель нескромной фамилии, широко известной в актерских и киноманских кругах. А еще лауреат нашей премии «Аванс»…

1 день назад

«Девушка из каюты №10»: Кира Найтли и Гай Пирс пытаются «достать ножи»

Журналистка Лора Блэклок (Кира Найтли), недавно пережившая травмирующий опыт, отказывается от предложенного начальницей отпуска и спешит взяться за новый материал.…

1 день назад