Никита Михалков поднял вопросы законности и милосердия на театральной сцене.
Драма «12» (2007) – одна из самых значимых картин XXI века не только для самого Никиты Михалкова, но и для российского кино в целом. И хотя одноименный спектакль является отдельным произведением, а не просто сценической адаптацией фильма, сравнений не избежать. Зрители, наверняка, сами для себя будут называть персонажей «Маковецкий», «Стоянов», «Гармаш»… Хотя лучше по профессиям — «изобретатель», «офицер», «артист» и так далее.
Сюжет, как и почти весь текст, остались прежними: 12 присяжных из-за ремонта в здании суда собираются в школьном спортзале, чтобы решить судьбу чеченского мальчика. Того обвиняют в убийстве приемного отца, российского офицера в отставке. Виновен парень или нет, нужно решить единогласно, однако, хотя все торопятся по своим делам, один из присяжных предлагает еще раз подумать…
Фильм используется в спектакле и напрямую: эпизоды про детство мальчика в Чечне проецируются на экран, работая как важная смысловая деталь. Ярким украшением «12» вновь стало сценографическое ноу-хау Юрия Купера, фактически уже фирменное для постановок Михалкова, благодаря циклу «Метаморфозы».
На переднем и заднем плане сцены натянуты экраны. Передний почти всегда прозрачен и лишь создает легкую «кинематографическую» дымку. Но когда свет на сцене гаснет, на нем появляются фрагменты из фильма. На задний проецируется «живое» изображение окна спортзала (и не только!) со всем тем, что за ним – где ездят машины и трамваи, идет снег, день сменяется ночью, всплывают воспоминания…
Визуализация пространства в спектакле поражает своим масштабом и простотой, декорации аскетичны. На сцене – стол, стулья, спортивная атрибутика. В отдельные моменты мы видим сидящего за столом пристава и «одиночку», где мерзнет в ожидании приговора обвиняемый мальчик. Но экраны по краям сцены и мобильная камера в руках актеров дают возможность заглянуть в их глаза и оказаться за столом вместе с присяжными. И все это действо окутано психоделикой музыки композитора Эдуарда Артемьева, многолетнего друга и творческого партнера Михалкова.
После премьеры фильма прошло почти полтора десятка лет, но драма «12» все так же адресована самой широкой аудитории разных социальных слоев и возрастов. В постановке задействованы молодые артисты Академии Михалкова наравне со знаменитостями – такими, как Николай Бурляев и Сергей Степанченко. К своей роли «офицера» на премьере в Большом вернется и сам Никита Михалков, для которого это, по сути, подарок самому себе на 75-летие (премьера должна была состояться полгода назад, но помешала пандемия).
И вот эта синергия свежей крови и опыта мэтров сцены дает особый эффект реальности происходящего. А тема сострадания и милосердия объединяет всех, недаром слоган фильма был «Для всех и про каждого». Двенадцать совершенно чужих друг другу мужчин, начиная заседание как скучную рутину, на глазах публики устраивают шоу с исповедями, драками, провокациями и раскаянием, заставляя зал как на американских горках, то смеяться, то замирать от неожиданности, то сглатывать ком в горле.
И что самое главное, спектакль «12» открывает новые удивительно современные смыслы и возвращает нас в недра великой русской актерской школы и русского театра, в которых «что» органично совпадает с «как».
Комментарии