На Малой сцене Театра наций – следы от шин и вывороченная земля. «Вы не понимаете, война уже здесь», – убеждает собравшихся одна из героинь, но от ее болезненного возбуждения лишь отмахиваются. В курортном поселке Куоккала стараются не замечать тревожных знаков.
Хозяйка дачи Анна возвращает беседу в привычное русло, осаживая зарвавшегося доктора, уверенного, что за спасенные жизни солдат можно было пожертвовать честью страны. Но вслушаться в нарастающий гул войны ей все равно придется: с фронта вернется муж-офицер, потерявший в боевых действиях своего денщика и часть себя…
В основе постановки «Последнее лето» – киносценарий Анны Козловой («Краткий курс счастливой жизни», «Медиатор»), который режиссер Данил Чащин («Райцентр») решил превратить в театральную постановку. Главная цель – добиться нужной глубины, а значит, провести долгие часы за репетициями. Все построено на нюансах и фоновой тревоге – одно неверное движение, и атмосфера распадется на атомы. Учитывая занятость ведущих актеров, то, что все они собрались на одной сцене, – уже настоящее чудо.
Отдать предпочтение одному из двух составов решительно невозможно, а первым зрителям повезло увидеть в одном спектакле сразу оба. Первый акт с его чеховской неизбывностью разыгрывают в главных ролях Юлия Пересильд и Михаил Тройник. Второй, стремительный и беспощадный, – Елена Николаева и Дмитрий Чеботарев. Уникальный опыт пришелся как нельзя кстати: выяснилось, что Пересильд и Тройник внесли в протяжную и пропитанную мистицизмом завязку почти животную экспрессию.
Особенно впечатляющей она вышла у актера: его Владимир беззвучно мучается от посттравматического расстройства, и то, с каким отчаянием он пытается расстаться с жизнью, каждый раз заставляет зал замереть. Такой же эффект производит и Юлия, пророчески затягивающая «Кокаинетку» Александра Вертинского: «И когда Вы умрете на этой скамейке, кошмарная / Ваш сиреневый трупик окутает саваном тьма…»
В офицере Чеботарева больше пластичности: после отсроченного разговора в его образе проступает и уязвленная гордость, и подлинное благородство. Теплеет сердцем и его супруга: Анна в исполнении Николаевой отбрасывает не только сомнения, но и внутренние страсти, наконец осознавая клятву, данную супругу перед Богом.
Пересуды прислуги сменяет мягкий шум прибоя. За происходящим наблюдает давно выросший сын хозяев дачи Ники – Вениамин Смехов бродит по сцене, словно тень отца Гамлета. С одним лишь отличием – жив как раз он, это все остальные давно стали призраками. Оба Ники – маленький из воспоминаний и пожилой автор мемуаров – говорят в унисон, подбадривая друг друга и уточняя воспоминания.
Поведение мальчика пугает окружающих – несколько лет назад он оказался на грани жизни и смерти, а теперь первоклассно управляется с картами Таро. Предсказания его невеселы, а потому никто не хочет верить в такое будущее. Да и как можно было поверить, когда Первая мировая война только разгоралась, ведя к убийственному пепелищу в нашей стране и во всем мире?
Как поверить, что Николаю Гумилеву и Сергею Есенину обещана скорая гибель, Ивану Бунину – отшельничество, литературным вечерам с милыми беседами и чаепитием – забвение? Что новый денщик барина, примерный христианин (Иван Добронравов и Василий Бриченко) Прохор, возглавит расстрельную команду для уничтожения священников, кухарка закончит свою жизнь в Петербурге, который лишится и своего имени, и лоска, а друга семьи – доктора (Виталий Коваленко) – после пыток расстреляют, да и отца тоже?..
Привычный мир рушится, и эффект погружения настолько мощный, что пророчества вызывают ужас. Шампанское как лекарство уже не помогает – даже по предписанию врача. Зато как болеутоляющее действуют воспоминания о последнем лете, живых родителях и доме, которого больше нет.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…