Alec Michael/TACC
Новую режиссерскую работу Пола Шредера «О, Канада», показали на Каннском фестивале в мае прошлого года – фильм вызвал сдержанные отзывы критиков, и они казались вынужденной реакцией, «о Шредере или хорошо, или никак». Сейчас «О, Канада» выходит в наших кинотеатрах, и мы нашли с десяток причин, почему это кино нужно смотреть – и не только из-за уважения к его автору.
Автор романа «Foregone» Рассел Бэнкс был близким другом Пола Шредера – в 1997-м они вместе работали над картиной «Скорбь», а потом каждое лето Шредер проводил в Кин-Уэлли, в доме, где писатель жил постоянно. «О, Канада» рассказывает о пожилом режиссере-документалисте (Ричард Гир) в термальной стадии рака – перед смертью он соглашается дать свое последнее интервью, которое на наших глазах превращается в исповедь.
Рассел Бэнкс начинал писать этот роман, будучи здоровым человеком, но по трагической иронии судьбы, вскоре ему диагностировали ровно ту же самую болезнь, что и у его героя, и последние дни он провел точно также, как герой Ричарда Гира на экране. Бэнкс не дожил до премьеры, фильм посвящен его памяти, и, кстати, назван также, как должен был, по задумке, называться роман – «Foregone» появилось на обложке только потому, что название «Канада» уже было занято другим автором.
Пол Шредер уже работал с Гиром в фильме «Американский жиголо» 45 лет назад и считает, что он один из самых талантливых и недооцененных актеров поколения:
«Ричард в превосходной физической форме для своего возраста, но мой интерес был в том, чтобы он сыграл роль, которую еще никогда не играл – роль немощного старика. Поэтому я выбрал его, а не, скажем, Энтони Хопкинса или Джонатана Прайса, которые тоже безусловно бы справились».
Биография Пола Шредера напоминает, скорее, биографию какого-нибудь французского «auteur». Сын крайне религиозных родителей (о влиянии религии на его фильмы мы еще расскажем), он впервые купил билет в кино в 17 лет, а выбирая профессию, остановился на профессии кинокритика – «путевку в жизнь» ему дала сама легендарная Полин Кейл. Сценарии в его жизни возникли позже, и еще позже – режиссура: Шредер, по его словам, бросил вызов «американскому коммерческому кино», решив снимать кино авторское и психологически сложное. На его вкусы повлияло три человека: режиссеры Андрей Тарковский и Робер Брессон, а также французский философ и теоретик искусства Жиль Делез.
«Студентом UCLA (Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, где Шредер изучал теорию кино – КР), я жил в одном общежитии с парнями, которые в тот момент снимали «Голых ангелов», идиотский коммерческий фильм про байкеров. Я же в то время посмотрел «Карманника» Брессона, фильм, в котором парень сидит за столом, и пишет в дневник. Потом выходит на улицу, шарит по чужим карманам, возвращается в свою комнату, и снова пишет в дневник. Я сказал себе: «Я не хочу снимать кино о байкерах, я хочу снимать такое же кино про парня наедине с его дневником. И я могу его снять!»
А через два года появился сценарий «Таксиста».
Шредер считает себя частью «медленного» кино, в противовес блокбастерам «первого уик-энда». Он согласен, что «медленное кино» в настоящий момент загнано в фестивальную резервацию, но именно оно, по мнению Шредера, поддерживает репутацию кинематографа как настоящего искусства. К «медленному» кино (которое должно «…рассказывать о симптомах, а не о последствиях болезни») он относит прежде всего кино европейское, Росселини, Антониони, Брессона.
Второй термин, придуманный уже им лично, – это «трансцедентальный» стиль, согласно которому режиссер устанавливает со зрителем особую, интимную связь, видя в нем равного собеседника, а не человека, которого надо любыми средствами развлечь. «Трансцедентальному кино» посвящена отдельная книга Шредера, которую он написал сразу после университета, и которая входит в список обязательного чтения во всех американских киношколах.
Орсон Уэллс снял «Гражданина Кейна» в 25 лет, а Пол Шредер написал «Таксиста» в 26, тем самым навсегда вписав свое имя в историю кино.
Трэвиса Бикля Шредер придумал как экзистенциального европейского героя, перемещенного в американский контекст.
«Трэвис не понимает, в чем его внутренняя проблема, и фокусируется на истоках этой проблемы извне. Это типичный прием американцев, связанный с молодостью нашей страны. В странах со старой культурой, в Европе или, например, в Японии, когда приходит время умереть, человек закрывает окно и убивает себя. В Америке он, наоборот, открывает окно, и начинает убивать все, что видит».
«Кино сейчас повсюду. В каждом музее – интерактивные экраны, на каждом хайвее – анимированные биллборды. Именно поэтому пойти в кино сейчас – все равно что пойти в церковь. Ты не уходишь из церкви, когда тебе становится скучно, наоборот – ты идешь в церковь за этим ощущением: просто посидеть, подумать и, если повезет, что-то почувствовать. Тебе нужно для этого приложить усилия, найти няню для детей, отложить дела, потратить деньги, в конце концов. Все ради того, чтобы на выходе ты, возможно, станешь чуть лучше, и больше поймешь про себя».
Пол Шредер вырос в крайне строгой кальвинистской коммуне, где кино приравнивалось к греховным развлечениям, вроде азартных игр, но несмотря на это он видит в кино мостик между духовными практиками и реальной жизнью.
«В «Седьмой печати» Бергмана или в «Дороге» Феллини» та же самая цель, и та же самая структура, что и в религиозном воспитании. Именно это открытие и привело меня в кино».
Коммерциализация кино, по мнению Шредера, убила в нем искусство, превратив киноиндустрию в бесконечную серию фильмов про «мужиков в плащах». К тому же коммерческий жанр ограничивает авторское право его создателей: Шредер знает это не понаслышке – десять лет назад его просто уволили со съемочной площадки «Умирающего света», не дав закончить монтаж.
«У меня нет желания заработать на своих фильмах. У меня достаточно денег. Что мне, купить домик в горах? Я не катаюсь на лыжах. Яхту? Я не хожу под парусом. Большой дом? У меня был, но я переехал в квартиру. У меня достаточно денег, чтобы прожить ближайшие пару лет, а что будет потом, не знает никто».
В рамках проекта «Театр в кино» состоится премьера спектакля Константина Хабенского и Александра Цыпкина «Жил. Был. Дом.», который в формате…
«Сейчас быстро все сделаем», – заявляет с порога Георгий Перадзе. Сибирский грузин знаменит бешеной энергией, и в прошлом году она…
Любой мир, даже самый фантастический, должен быть понятен зрителю, а потому четко структурирован. На помощь в этом вопросе часто приходят…
В сети наконец-то появился дебютный трейлер «Как приручить дракона», очередной экранизации диснеевских мультфильмов. Правда, смысла в этом проекте для зрителей…
Фильмы и сериалы по произведениям короля ужасов принесли немало денег и славы кинематографистам, что адаптировали первоисточники с чувством, с толком,…
Нашей любимой Бриджит (Рене Зеллвегер) уже за 50. Она живет в доме мечты, растит чудесных сыночка и дочку, но вот…