Путь «Сталкера» к экранам был мучительным и напоминает фольклорную сказку о том, как бог троицу любит: фильм переснимался три раза с тремя разными операторами и тремя художниками-постановщиками. Впрочем, страсти накалились еще на стадии сценария: Аркадий и Борис Стругацкие сбились со счета, столько раз тиран Андрей Тарковский заставлял братьев переделывать адаптацию их собственной повести. Режиссер числился соавтором, но на деле его вклад ограничивался отправкой принесенных ему вариантов в мусорную корзину. На вопросы, чего же он конкретно хочет, Андрей Арсеньевич отвечал, что не знает, и вообще, это они — писатели.
«Все наши робкие попытки творческого бунта подавлялись безо всякой пощады, — вспоминал Борис Стругацкий. — Лишь однажды, кажется, нам удалось переубедить его: он согласился убрать из фильма петлю времени (которую мы для него же и придумали: монотонно повторяющийся раз за разом проход погибшей некогда в Зоне бронеколонны через полуразрушенный мостик). Он согласился наконец, да и то, по-моему, только оттого, что ему пришлась по душе наша общая идея: в Зоне должно быть как можно меньше фантастики. Непрерывное ожидание чего-то сверхъестественного, максимальное напряжение, вызываемое этим ожиданием, и — ничего: зелень, ветер, вода…»
В конечном счете довольный Тарковский все же буркнул: «Первый раз в жизни у меня есть мой сценарий». Правда, от сюжета книжного первоисточника, «Пикника на обочине», остались рожки да ножки: фигура Сталкера, загадочная Зона и Комната (в повести был Шар), которая реализует потаенные желания. После многочисленных правок главный герой превратился из бандита-афериста в юродивого идеолога, своего рода апостола новой веры, ведущего непосвященных Писателя и Ученого к чуду. Тарковский вооружился проверенными актерами Николаем Гринько и Анатолием Солоницыным, а также еще лично не опробованным Александром Кайдановским, и тот его не подвел.
Первая версия картины погибла еще при проявке. Неизвестно, по чьей вине, но с оператором Георгием Рербергом режиссер в любом случае разругался. Зато придумал, как выбить дополнительное финансирование. Тарковский убедил Госкино, что столь обстоятельный замысел уместится лишь в две серии. Государственный орган дрогнул, и осенью 1977-го фильм фактически начали снимать заново с новым оператором и художником…
Но уже через две недели весь материал был отвергнут. Возник очередной простой, в ходе которого метущийся гений перенес инфаркт. К лету 1978 года Тарковский наконец собрал команду мечты из оператора Александра Княжинского и себя самого в качестве художника-постановщика. Из сценария к тому моменту как раз искоренили фантастику и приключения, как лишнюю мишуру, и взяли курс на метафизику.
На съемках Тарковский отличался маниакальной придирчивостью. В частности, он хотел, чтобы лужайка в кадре переливалась сугубо изумрудным цветом. Неугодные желтые травинки и прочие одуванчики киношникам приходилось с хирургической точностью выдирать вручную, дабы ничего не помять, ведь местность должна была выглядеть безлюдной.
Бытует мнение, что поиск натуры в загрязненной среде дорогого стоил создателям фильма. «Мы снимали под Таллином, в районе речки Пилитэ, где находились полуразрушенные гидроэлектростанции, — вспоминает звукорежиссер картины Владимир Шарун. — Сверху химический комбинат, и по реке сливали ядовитые воды. В фильм даже вошел кадр: летом падает снег, а по реке плывет белая пена. На самом деле это был какой-то страшный яд. Тарковский ведь умер от рака правого бронха. И Толя Солоницын тоже. То, что все это связано со съемками „Сталкера“, стало для меня окончательно ясно, когда в Париже скончалась от той же болезни Лариса Тарковская…»
Спустя семь лет после выхода «Сталкера» произошел взрыв на Чернобыльской атомной электростанции, в результате чего образовалась радиационная зона отчуждения. С тех пор притчу Тарковского стали рассматривать еще и как пророческое предостережение.
Сам же создатель фильма, похоже, проигнорировал тот эпизод, будучи в кои-то веки удовлетворенным конечным результатом.
«Кажется, действительно, „Сталкер“ будет моим лучшим фильмом. Это вовсе не значит, что я высокого мнения о своих лентах. Мне они не нравятся — в них много суетливости, преходящего, ложного (в „Сталкере“ этого меньше всего). Просто другие делают картины во много раз хуже. Может быть, это гордыня?» — писал он в своих дневниках, которые кротко именовал «Мартирологом» (хроникой мучений).
И правда, в чем, в чем, а в суете картину точно не упрекнешь. Длинные планы с медитативным любованием природой и бесконечным движением воды стали не только фирменным знаком Тарковского, но и излюбленными приемами артхаусного кино как такового. Просветленный режиссер настаивал, что первые 10 минут должны быть особенно скучными.
С его стороны это было своеобразным проявлением гуманизма: случайно попавшие в зал люди успевали осознать свою роковую ошибку и благополучно уйти с сеанса. Эстеты же попадали под гипнотическое влияние поэтических образов. В теории человек должен был сначала затосковать, а потом задуматься, отчего все такое статичное, и с помощью включенного мозга и обостренного внимания найти художественные смыслы и прочувствовать их.
В современных блокбастерах насчитывается несколько тысяч кадров, а в 163-минутном «Сталкере» их всего лишь 142. В своей последней снятой на родине картине Тарковский сделал ставку на визуальный аскетизм и непрерывность действия и без каких-либо спецэффектов создал тревожную атмосферу потустороннего пространства. Хотя в кадре не появлялось ничего более захватывающего, чем металлолом, заросшие луга и туманная дымка, на помощь приходило зрительское воображение.
Со временем фильмы Андрея Арсеньевича сами стали Зоной, куда другие режиссеры-сталкеры пробираются, чтобы позаимствовать художественные артефакты. Многие молодые российские постановщики до сих пор мечтают стать «новыми Тарковскими».
За рубежом русским гением восторгались все — от Ингмара Бергмана до Ларса фон Триера. Последний даже посвятил маэстро своего «Антихриста» (не факт, правда, что кумир обрадовался бы такой чести). «Я так много украл у Тарковского за прошедшие годы. Я был просто обязан посвятить фильм ему, чтобы меня не арестовали», — объяснил свое решение датский провокатор.
Отголоски творчества Тарковского донеслись и до массовой культуры. На первый взгляд, метафизические блуждания в его картинах должны отпугивать простодушного зрителя, однако «Сталкера» только в год выхода посмотрели четыре миллиона человек. Притом что шел он на скромных 196 копиях, чиновники предпочитали поставлять проблемное творчество режиссера на экспорт для международных фестивалей.
В 2000-е «Сталкер» стал источником вдохновения серии компьютерных игр S.T.A.L.K.E.R. Они, конечно, больше опирались на литературный источник, «Пикник на обочине» Стругацких, но в итоге получается, что Тарковский приложил руку к формированию своеобразного канона советской постапокалиптической эстетики — с серыми пейзажами, туманными полями, заброшенной техникой и облезлыми разрушенными заводами. А нашумевший недавно британский сериал «Чернобыль» своим постером и отдельными сценами прямо перекликается со «Сталкером».
«Девяносто восемь процентов мирового кинопроизводства исчезает, два остается в истории кино на том или ином уровне, — считает Евгений Цымбал, работавший на съемках „Сталкера“ ассистентом режиссера. — Фильмы Тарковского, например. Прошло 40 лет, а „Сталкер“ как смотрели, так и смотрят и изучают во всех киношколах мира. И хотим мы того или нет, это классика».
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…