Рассказываем о самых ярких клаустрофобных триллерах и хоррорах под водой.
Одни стремятся бороздить просторы Вселенной, другие – изучать то, что скрывается ниже отметки уровня моря. Океанские глубины, как и космос, представляют собой крайне недружелюбную для человека среду, в которой один неверный шаг может привести к катастрофическим последствиям. «КиноРепортер» вспомнил триллеры и хорроры, герои которых столкнулись с подводными ужасами.
«Бездна» (1989)
С именем Джеймса Кэмерона у нас, прежде всего, ассоциируются такие фильмы, как «Чужие», «Терминатор», «Титаник» и «Аватар». Однако постановщик всегда был одержим погружением на глубину. Что, так или иначе, фигурирует и в его полных метрах, и в десятке спродюсированных документалок. «Бездна», один из ранних фильмов режиссера, целиком и полностью посвящен этой теме. Идея пришла к Кэмерону еще в школе, когда 17-летний юноша впечатлился лекцией о глубоководных погружениях человека.
По сюжету в Карибском море тонет атомная подводная лодка США. Для спасательной операции на экспериментальную подводную нефтяную платформу пребывает команда спецназа, и вместе с рабочими они приступают к изучению глубоководной местности. Однако, по правилам триллеров, герои сталкиваются с чем-то неизвестным и пугающим и решают применить термоядерную боеголовку, чтобы покончить с угрозой. Финал получился довольно нетривиальным для подобных проектов того времени.
В итоге зрители получили захватывающий клаустрофобный триллер от режиссера, который сначала пугал нас в космосе и на море, а теперь спустился на глубину. Кэмерон продолжал совершенствоваться в визуальных эффектах, и в карьере молодого постановщика «Бездна» стала вторым фильмом, получившим «Оскар» в этой категории.
«Левиафан» (1989)
Успех «Нечто» Джона Карпентера и «Чужого» Ридли Скотта запустил новую волну научно-фантастических ужастиков, действие которых преимущественно разворачивается в замкнутом пространстве в отдаленных частях Земли (и не только). Одним из подобных проектов стал противоречивый «Левиафан», который провалился в прокате, но позже все же обрел свою аудиторию. Главную роль в ленте исполнил Питер Уэллер, который до съемок хоррора уже блеснул в «Робокопе», а за спецэффекты монстра отвечал легенда Стэнли Уинстон, приложивший руку к созданию многих известных фантастических кинотварей.
1989 год. Холодная война и «красная угроза» все еще волнуют умы людей, поэтому в центре повествования хоррора – затонувшее советское судно «Левиафан». Главные герои фильма, глубоководные шахтеры, узнают, что на корабле велись странные эксперименты, в результате которых появился жуткий и кровожадный мутант, ассимилирующийся с людьми, как пришелец из «Нечто». А самое забавное, что мутаген подмешивали команде «Левиафана»… в водку. Именно из-за фляжки с алкоголем и начался новый подводный ужас.
«Сфера» (1998)
Сэмюэл Л. Джексон уже закончил читать проповеди, Шэрон Стоун давно закинула ногу на ногу, а Дастин Хоффман обрел брата и обыграл казино. Режиссер «Человека дождя» Барри Левинсон собрал эту троицу, чтобы вместе с ними опуститься на самое дно. Дно Тихого Океана. «Сфера» снята по мотивам одноименного научно-фантастического романа о потерпевшем крушение космическом корабле. НЛО упал в Тихий океан 300 лет назад, и обнаружившая его группа военных и ученых отправилась на изучение объекта.
«Сфера» представляют собой компиляцию интересных элементов, которые при этом не всегда работают на зрителя. Здесь присутствует хоррор с морскими обитателями, психологический триллер с внеземным артефактом и его воздействием на людей (что-то подобное мы видели годом ранее в космическом ужастике «Сквозь горизонт»), научная фантастика с черными дырами и судьбой всего человечества. Возможно, из-за всего этого нагромождения, «Сфера» получилась несколько сумбурной, но она определенно точно заслуживает внимания.
«Синяя бездна» (2017)
Отойдем от фантастики в сторону умеренного реализма. Очередная «Бездна», но на этот раз синяя, рассказывает о двух девушках, решившихся на экстремальный досуг, — спуск в клетке на глубину к белым акулам. В какой-то момент развлечения превращается в кошмар: трос обрывается, конструкция падает на самое дно, и героини оказываются в ловушке. Помимо отсутствия связи с яхтой и кружащейся рядом акулы у девушек заканчивается кислород…
«Синяя бездна» не может похвастаться увлекательными диалогами или необычным подходом к теме survival-триллеров, поскольку подобных историй в других сеттингах кинематограф видел немало. Однако для фильмов категории B у ленты довольно неплохо получается передать атмосферу первобытного страха: изоляция, темнота и хищник. Практически постоянное напряжение после инцидента с клеткой вкупе с девушками-протагонистами и сюжетным твистом делает картину очень похожей на хитовую «Вышку». Если вам понравился триллер 2020 года, то и «Синяя бездна» придется вам по вкусу.
«Под водой» (2020)
Марианская впадина, самая глубокая область на Земле, привлекает умы не только ученых по всему миру, но и всевозможных конспирологов, придумывающих безумные теории насчет того, что или кто на самом деле находится на дне желоба. Создатели «Под водой» как раз и построили хоррор вокруг этой малоизученной локации, отправив на ее исследование группу инженеров-бурильщиков. Это очень не понравилось пробудившемуся «древнему злу», которое совсем не против полакомиться любопытствующими.
«Под водой» – это стильный хоррор с крепким актерским составом (не теряющий своей харизмы и брутальности Венсан Кассель и короткостриженная блонди Кристен Стюарт), детально проработанными локациями с космическим налетом, визуальными отсылками к «Чужому», а также уместным заигрыванием с творчеством Лавкрафта. Отсутствие оригинальных идей и слабые персонажи, конечно, могут ударить по восприятию, но ведь ужастики смотрят не ради драмы и креатива, а чтобы получить большущий заряд острых ощущений. «Под водой» дарит именно такие эмоции.
Комментарии