Сериалы

Сериал «Подслушано в Рыбинске»: Особое мнение о русской супергероике

На пустынной дороге кто-то случайно сбивает насмерть выскочившую на проезжую часть девушку. Некоторое время спустя другую девушку не случайно, а уже намеренно кто-то душит под мостом, тоже насмерть. Невольным свидетелем обоих событий оказывается тихий алкоголик средних лет, сотрудник провинциальной газеты. Хотя физически при этих событиях не присутствует, да и сами они пока еще не случились. Это у него внезапно дар такой открылся, вместе с эпилепсией. Отныне в моменты припадков он видит убийства, которые в ближайшем будущем произойдут в его родном городе Рыбинске. Глазами непосредственно убийц, что характерно.

Нечто похожее уже было у Филипа Дика в рассказе «Особое мнение». По нему еще Стивен Спилберг фильм снял одноименный с Томом Крузом. Там мутанты-экстрасенсы тоже преступления умели предсказывать, но ни к чему хорошему это в итоге не привело. Филип Дик (и Стивен Спилберг впоследствии) это допущение – что, если бы можно было заранее предсказывать злодеяния с целью их предотвращения? – использовал как повод поразмышлять на тему предопределенности судьбы и тому подобного. Сериал «Подслушано в Рыбинске» от того же допущения отталкивается, чтобы пойти в несколько ином направлении. В направлении русской народной супергероики.

Тем не менее главным образом это все-таки иронический, изрядно начиненный черным юмором детектив. В котором несколько персонажей сообща и по отдельности расследуют два не связанных между собой дела. В одном злодей сразу известен, играет его Антон Васильев, и это лучшая часть сериала. Потому что и сам Васильев хорош невероятно, и персонаж у него интересный. Человек изначально не самый плохой, но порочный, с гнильцой, что называется. И эта порочность вследствие непредвиденного инцидента однажды вылезает наружу и принимается его поглощать, заставляя совершать все более и более чудовищные поступки. Что, среди прочего, пагубно сказывается на его рассудке. Трагедия, если подумать. Но поданная умело как искрометная комедия.

Центральный персонаж, сыгранный Тимофеем Трибунцевым, тоже замечательный. Через него как раз осуществляется переосмысление распространенного супергеройского тропа. Посредством еще одного допущения: что, если бы дружелюбный сосед, отважно борющийся с преступностью, был не энергичным студентом в маске, а заурядным уставшим мужиком? И совсем не дружелюбным, а грубым и язвительным. Как ни странно, выясняется, что существенной разницы нет. По крайней мере, мораль выводится ровно та же самая, в формате старинной пословицы, которую все знают наизусть по кинокомиксу Сэма Рэйми. С большой силой приходит большая ответственность. И то, что большая сила в данном случае сопряжена не со способностью паутиной из рук стрелять, а с вызывающим потери сознания недугом, не имеет никакого значения.

Немного неровно все обстоит со второстепенными линиями и персонажами. Простоватый и добродушный гопник по прозвищу Ширмик в исполнении Рузиля Минекаева, конечно, не лишен хулиганского обаяния, и дуэт их с припадочным супергероем Трибунцева смотрится очень гармонично. Чем-то даже напоминает дуэт Уолтера Уайта и Джесси Пинкмана, только в более благополучных и менее кровожадных условиях (Рыбинск – это вам все-таки не Альбукерке, а красивый русский город, смрадной американской дыре не чета). Однако ж когда сценарий разводит Трибунцева и Минекаева по двум параллелям, то практически сразу бросается в глаза их неравноценность, и сам сериал свою цельность с этого момента утрачивает.

Минекаеву достается история, которая драматургически и в остальных отношениях слабее магистральной. И после мощнейшей кульминации основной части с Антоном Васильевым, приходящейся на шестой эпизод, линия с Ширмиком и мертвой актрисой  докатывается до своего завершения уже как бы по инерции. Да и само это завершение выглядит чрезмерно пессимистичным.

Впрочем, по большому счету, кроме финала и побочного сюжета, в котором сериалу вдруг отказывают изобретательность и чувство юмора, ничего другого «Подслушано в Рыбинске» предъявить и нельзя. Да и за это ругать не хочется. В гораздо большей степени заслуживает внимания предлагаемый нам образ русского супергероя, воплощенный Тимофеем Трибунцевым. Образ, радикально противоположный вообще любым представлениям о том, какими супергерои бывают. Да к тому же обрамленный идеей, позаимствованной у великого Филипа Дика. За одну такую смысловую композицию всех причастных расцеловать стоит.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Завершился IX Арктический международный кинофестиваль «Золотой ворон»

В Анадыре завершился IX Арктический международный кинофестиваль «Золотой ворон». В течение недели на Чукотке проходили кинопоказы, творческие встречи, спектакли, а…

13 часов назад

В России развернется крупномасштабное производство микродрам

Фестиваль веб-сериалов Realist Web Fest, который в последний раз проводился в 2022 году, возрождается на фоне растущего интереса к новому…

15 часов назад

Зомби снова атакуют: Что ждать от фильма «28 лет спустя»

20 июня в мировой прокат выходит «28 лет спустя» – продолжение культового постапокалиптического хоррора «28 дней спустя» и его сиквела…

15 часов назад

Театр наций покажет свой хит «Кто боится Вирджинии Вулф?» на сцене МГТ

26 июня Театр наций представит свой знаковый спектакль «Кто боится Вирджинии Вулф?» на сцене Московского Губернского театра. Постановку по пьесе…

18 часов назад

«Долина эха»: Джулианна Мур коня на скаку остановит и амбар подожжет

Средних лет фермерша-конезаводчица просыпается каждое утро в крайне подавленном состоянии, потому что все у нее в жизни как-то не очень.…

21 час назад

«Фабрика Станиславского» подвела итоги

В Московском Губернском театре завершил работу VII Фестиваль «Фабрика Станиславского». Он проходил в столице с 8 июня в формате образовательной…

1 день назад