«В СССР искусственная грудь была только у клоуна Карандаша, изображавшего даму», — шутили в свое время в народе. Главными достоинствами советской женщины считались скромность и естественность. Однако косметология зародилась в стране еще в 1930-е. О том, как развивалась пластическая хирургия, чем наши специалисты отличалась от западных коллег и кто был самым частым гостем Института красоты, — по случаю премьеры на Первом канале сериала «Доктор Преображенский», посвященному советским первопроходцам в этом направлении, рассказывает постоянный эксперт «КиноРепортера», кандидат медицинских наук, врач-дерматолог, ведущий специалист по антиэйдж-медицине и инъекционным методикам Оксана Павленко.
Вопрос о внешней привлекательности советских граждан подняла на государственный уровень еще в 1930-е Полина Жемчужина — жена председателя Совета народных комиссаров СССР Вячеслава Молотова. Она была в восторге от парижских салонов красоты и добилась открытия подобного заведения в стране большевиков. Правда, назвать его решено было кабинетом врачебной косметики, чтобы избежать ненужных сравнений с Западом.
Здесь клиенткам предлагали не только косметический, но и гигиенический массаж лица, а также уход за кожей головы и волосами. В Советском Союзе, в отличие от США и Европы, косметология ставила во главу угла здоровье, и основной своей задачей виделась пропаганда соблюдения правил личной гигиены.
Великая Отечественная война заставила на время забыть о красоте, и дальнейшее развитие врачебной косметики возобновилось только два десятилетия спустя. Только в 1950-х начали апробировать светолечение, удаление новообразований кожи методами электрокоагуляции, проводили электроэпиляцию, дермабразию и химический пилинг.
Были в СССР и другие уникальные методики: например, буккитерапия — способ лечения и предотвращения образования келоидных рубцов с помощью рентгеновских лучей.
В 1937 году по распоряжению самого Иосифа Сталина был открыт Институт косметики и гигиены ГлавПарфюмерПрома. Здесь занимались красотой и гигиеной лица и тела, предлагали уходовые процедуры. По легенде, институт был создан для работы со звездами советского кино, чтобы не прибегать к услугам западных специалистов. Сюда же обращались и супруги политических деятелей, поэтому привилегированность стала отличительным признаком эстетической медицины СССР.
После войны институт не только быстро восстановился, но и открыл первое хирургическое отделение:
«В институте выполнялись все операции по коррекции возрастных изменений, устранению излишков кожи лица и шеи, исправлению формы носа и ушных раковин знаменитостям того времени: творческим лицам, политическим деятелям, людям культурной среды и членам их семей. Все это происходило в амбулаторных условиях, так как не было стационара и службы анестезиологии. Женщины просто герои — все терпели под местным обезболиванием», — воспоминает пластический хирург Валентина Змазова, советник генерального директора Института пластической хирургии и косметологии (ИПХиК).
После смерти Сталина Институт красоты перестал быть закрытым заведением и сделал первые шаги в народ. Хоть такие операции и не входили в блок бесплатной медицины, они оставались относительно доступными: при средней зарплате 70–90 рублей ринопластика стоила 15–30 рублей, пластика лица — 7–10 рублей, век 5–15 рублей. Основной проблемой было попасть на консультацию к специалисту, а затем приходилось еще 2–3 года ждать своей очереди.
Несмотря на бешеный спрос и нужду СССР в хирургах соответствующей квалификации, власти развивать эстетическую медицину не хотели, ссылаясь на то, что советскому гражданину следует думать об общественной деятельности и спорте, а красота — это блажь.
Всего в стране в эпоху застоя было 30 специалистов в этой области, а сама отрасль жила по остаточному принципу: на внедрение новых технологий денег не тратили, своих инструментов Советский Союз не производил, а за границей покупать не хотел. Разрезы зашивали толстыми иголками, оставляющими огромные дыры, использовали специально обработанный конский волос. Но даже при недостатке необходимых инструментов уровень врачей считался одним из самых высоких в мире.
Хотя на идейном уровне пластику в СССР отвергали, это не мешало высокопоставленным государственным дамам, самым ярым проповедницам той самой идеологии, обращаться в Институт красоты. Известно, что подобную операцию делала и Екатерина Фурцева, возглавлявшая Министерство культуры СССР с 1960 года до скоропостижной смерти в 1974-м. Министр не просто следила за своим внешним видом — она была образцом стиля. И пластика ей была нужна, чтобы должным образом выглядеть рядом со звездами.
Любовь Орлова сделала целый ряд пластических операций еще в 1930-е, но лишь потому, что ее муж, режиссер Григорий Александров, был буквально одержим идеей превратить актрису в «советскую Марлен Дитрих». В последующие годы подобные операции стали для Орловой обыденностью, но уже по иной причине: актриса панически боялась старости. Пластическую хирургию она воспринимала как единственный способ сохранить молодость и удержать популярность.
Красота Орловой стала для советского зрителя путеводной звездой и не могла меркнуть ни при каких обстоятельствах. Кроме косметических процедур актриса всю жизнь берегла фигуру, сознательно отказавшись от детей, ежедневно занималась у балетного станка. Возник даже психиатрический термин «синдром Орловой» — доходящая до абсурда мания походить на своего кумира.
Однако назвать Орлову одержимой пластикой нельзя, потому что коррекции подвергалось лишь то, что явно нуждалось в хирургическом вмешательстве. Такой здравый подход к улучшению собственной внешности и позволил ей выглядеть гораздо моложе своего биологического возраста. И звезду можно по праву назвать законодательницей моды на подтяжку лица в СССР.
Сегодня пластическая хирургия в России — это развитая отрасль, использующая передовые технологии. Созданы все условия для качественного проведения операций, придуманы новые авторские методики, улучшены старые. И все же самое главное заключается в том, что в наши дни нет того непонимания и осуждения, которые царили когда-то в умах большинства советских людей.
Сегодня 60 лет исполняется старшему брату Мадса Миккельсена Ларсу. По этому поводу «КиноРепортер» решил вспомнить о других датских актерах, которые…
Как вам наверняка известно, Квентин Тарантино намерен снять ровно десять фильмов, после чего его славная режиссерская карьера благополучно завершится. До…
Ко Дню Победы телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» и Общероссийское общественное гражданско-патриотическое движение «Бессмертный полк России» проводят в телеэфире и соцсетях,…
Монтаж – настоящее таинство, в процессе которого сотни и тысячи кусочков отснятого материала собираются в единый кинопазл. Техник и приемов,…
20 и 21 мая на основной сцене Театра наций состоится премьера спектакля по роману Ивана Тургенева «Отцы и дети». Режиссером…
Эффектная, смешная, суровая, трогательная и сильная – Мария Аронова соткана из противоречий. Она может заставить плакать в трагедии и тут…