Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Рецензии > Почему женщины убивают и почему нам это интересно

Почему женщины убивают и почему нам это интересно

31 июля 2021 /
Почему женщины убивают и почему нам это интересно

Второй сезон сериала оказался не таким многослойным, как первый, но это и к лучшему.

Сериал «Почему женщины убивают» вышел в 2019 году и мгновенно стал популярным: три очень разных истории разворачиваются в одном и том же особняке на фоне трех разных эпох. В центре каждой из них – женщина, стоящая перед непростым жизненным выбором. И этот выбор далеко не всегда завязан на мужчине, отношениях или бытовых проблемах. Хотя и на этом тоже. Но вы удивитесь, как много причин бывает у женщин, чтобы… что бы то ни было.

Второй сезон, хоть и явно отличается от своего предшественника, ничуть ему не проигрывает, а в некоторых вопросах – напротив, вырывается вперед. Ряд социальных тем по ту и по эту сторону экрана, остро стоящие вопросы отношений и невероятно многогранная человеческая натура: все, что требуется для хорошего сюжета, плюс твист в квадрате и очаровательная атмосфера 1949 года. Нужно ли что-то еще? Да. Об этом и поговорим.

Одна история

Одна история вместо трех: во втором сезоне нет разбивки на три разных эпохи, нет и особняка, в котором происходят основные события. Так вышло, что в первом сезоне градус хоть и был высок, но делился натрое, и у каждой из главных героинь была своя причина, чтобы убивать. Причем поначалу создатели будто намеренно путали зрителя: кажется, что нам просто рассказывают истории неудачных браков и, как следствие, истории убийства мужей.

Дело – увы или к счастью – не в мужьях. Не только и не столько в них. И это первая, можно сказать, главная тема сериала. Долой шаблоны: когда женщина доходит до ручки и вынуждена совершить убийство, причиной может стать абсолютно что угодно, и это далеко не ревность, ненависть, зависть, власть или внимание мужчины.

почему женщины убивают

Сами женщины тоже могут дать фору любому мужчине в деле интриг. И если в 1960-е героиня Джиннифер Гудвин боролась с собой, когда узнала об измене мужа, который ее к тому же постоянно унижает, то в 1980-е персонаж Люси Лью безумно любит мужа, который смертельно болен, но при этом спит с сыном подруги. Что уж говорить про 2010-е, когда сексуальные эксперименты могут разрушить не только брак, но и жизнь? Порой дело в любви, а порой – в простых человеческих взаимоотношениях.

Именно на них и строится новый сезон сериала. Главная героиня Альма, жена ветеринара, – добродушная простушка. Она знает толк в быту и цветах, но не имеет ни малейшего представления о светских мероприятиях, на которые так хотела бы попасть. Никто не может запомнить ее имя, а сама Альма никак не может позволить себе достойный наряд. Зато у нее есть мечта: вступить в садоводческий клуб. Что ж, случай ей поможет!

Случайность и догадка

почему женщины убивают

Поначалу Альма пытается зайти «с улицы» в кружок Риты Кастильо, которая в ответ зовет ее в гости с надменной улыбкой, чтобы над ней посмеяться. Уловка не срабатывает: Риту отвлекает несчастно-счастливый случай в собственном доме, а Альма в это время заводит дружбу с одной из светских дам по чистой (на самом деле, не очень) случайности. Неожиданный поворот, после которого повествование меняет угол обзора, уже кажется совершенно обычным делом, так что остается только устроиться поудобнее и ждать новых сюжетных твистов.

Как и в первом сезоне, события начинают происходить уже в первой серии – и, не успеваем мы оглянуться, как причины для убийств множатся в геометрической прогрессии. У Альмы неожиданная ситуация с мужем, и вот уже она стоит у полицейского участка и думает, «быть или не быть». По другую сторону Лос-Анджелеса, в богатом особняке, Рита Кастильо борется с собой, чтобы не придушить дочь своего престарелого мужа и заодно своего любовника-альфонса, начинающего актера, которому дорог каждый доллар мистера Кастильо. Но Альма и Рита не единственные героини, у которых есть поводы убить ближнего своего, и, что интересно, мы прекрасно их всех понимаем!

Почему женщины убивают

Очевидно, что Альма и Рита сами выбрали тот путь, который привел их к непростым жизненным обстоятельствам – и теперь они вынуждены проявить изобретательность и выдержку, чтобы сохранить семью, деньги и, самое главное, лицо. Не только они, но и Ди, дочь Альмы, и Кэтрин, приемная «дочь» Риты, которая вдвое ее старше, и почти каждая дамочка из садоводческого кружка – у каждой есть своя история, которая так или иначе толкает на крайние меры. Но им сложно не сочувствовать: если бы беда приходила одна, все было бы более или менее просто.

Увы, жизнь этих женщин переворачивается с ног на голову отнюдь не по их желанию. И что остается делать, кроме как реагировать соответственно сложившейся ситуации? Это они и делают. Альма изо всех сил стремится в кружок, Рита изо всех сил старается сжить со света сильно задержавшегося здесь 80-летнего мужа, Ди ищет и находит (а затем теряет) любовь, Кэтрин надеется обрести хоть какую-то ценность на пороге старения. И именно реакции главных героинь на происходящее составляют основу сюжета. Где, надо сказать, более чем достаточно комичных ситуаций, которые создатели чудесно обыгрывают с помощью черного юмора. Представьте: под пение светских дамочек за роялем муж Альмы старательно закапывает труп – ну не чудо ли?

Почему женщины убивают

Именно случайность приводит Альму к (временному, надо сказать) триумфу, а Риту к отчаянию. И вот уже их судьбы переплетаются так, что хорошего исхода ждать не приходится. Ситуация в жизни миссис Кастильо ухудшается, пока простушка Альма продолжает расти как светская дама и как (вот каламбур!) сложный персонаж, изначально поданный под соусом убийственно стеснительной домохозяйки.

Однако каждая из них недооценивает соперницу и, что еще важнее, обстоятельства, в которых происходит одно за другим столкновение женщин. Сложно поверить, что жизни двоих максимально разных людей могут настолько пересекаться, как и сложно поверить, что всякий раз, делая неверный выбор, дамы лишают себя и друг друга возможности на действительно ценное взаимодействие.

Вместе мы сильнее?

Почему женщины убивают

Удивительно, но, несмотря на огромное количество столкновений главных героинь по разным поводам, именно причины, которые толкают на преступления, в итоге их объединяют. Если не на экране, то хотя бы в наших глазах. Уважение и репутация важны для каждой из них. Но если Альма стремится обрести имя в светском обществе, то Рита изо всех сил старается его сохранить. И чем больше она прилагает усилий, тем плачевнее ситуация. А пока разрешить ситуацию с престарелым мужем и его дочерью не выходит, богачка находит в лице домохозяйки иной, еще более интересный способ самоутвердиться.

Даже при условии, что центральным персонажам сложно импонировать, мы не можем обойтись совсем без симпатий. И все же Рита Кастильо, которая вышла замуж по расчету, и старательно мстит за несбывшуюся репутационную угрозу простой жене ветеринара, вызывает меньше сочувствия. У нее все есть: муж, дом, деньги, имя, любовник, но она отчего-то так переживает за репутацию, что готова сравнять с землей и садик Альмы, и ее простенькую и в целом серенькую, но такую уютную жизнь. И вот оно, человеческое лицо богатой мегеры: она просто завидует семейному счастью домохозяйки.

Почему женщины убивают

Та в ответ, все больше и больше меняясь и предавая собственные моральные принципы, раз побывав в чужой шкуре, уже не готова возвращаться в свою прежнюю оболочку незаметной и обычной до невозможности дамы средних лет. Альма знает, каково побывать ТАМ, среди уважаемых и красиво одетых женщин, которые щебечут о разных глупостях, хвалят ее новое платье и обещают взять ее в клуб садоводов.

Однако маленькое (то самое, репутационное) недоразумение – и радость Альмы катится ко всем чертям вместе с надеждами, чаяниями, добротой и готовностью сделать все ради этого маленького склочного сообщества. Хотели ли мы пробудить монстра? Рита – наверняка нет. Она даже не знала, что он существует, более того, именно она, как мастер Франкентшейн, из разных мелких ситуаций и составила будущий облик Альмы. Женщины, достойной гадкой, но хрупкой и неуверенной в себе Риты Кастильо, оказавшейся в ловушке жизненных обстоятельств.

Почему женщины убивают

Рассказчик голосом Джека Дэвенпорта намекал в самом начале, чем все это может закончиться, но редко любопытный и голодный до сюжетных твистов зритель обращает на это внимание. А значит итог все-таки окажется неожиданным. И это главная заслуга сериала: что бы мы ни предполагали, все окажется гораздо серьезнее/хуже/веселее/ужаснее. За это отдельное спасибо сценаристам: так было в первом сезоне – так осталось во втором.

Как бы мы ни надеялись, полюбившиеся нам героини встретят тот итог, которого заслужили, и это наводит на мысль, что от зрительских симпатий или места в сюжете исход отдельно взятого персонажа вообще не зависит. И это очень честно, хоть и деконструирует привычную драму. Ведь в первом сезоне все, кажется, закончили хорошо, а точнее, «долго и счастливо».

Здесь же все наоборот: мы десять серий привыкаем к главным героиням, а в итоге они оказываются не привычными положительными персонажами, которых хочется жалеть, а настоящими преступницами, одна другой краше. И на развилке между сочувствием и забвением остаются не столько двое отчаявшихся женщин, сколько мы, зрители, которые поначалу едва не влюбились в очаровательных дам. Этот факт как минимум искупляет отсутствие трех эпох в одном кадре. А уж саспенс и невероятное количество потрясающих платьев окончательно закрепляют нашу симпатию – и надежду на третий сезон.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: