К 65-летию комедийной актрисы вспоминаем, как она снималась у советского режиссера в «Гомере и Эдди».
13 ноября комедийной звезде и обладательнице «Оскара» Вупи Голдберг исполнилось 65 лет. «КиноРепортер» рассказывает, как актриса снималась у Андрея Кончаловского в трагикомедии «Гомер и Эдди».
После успеха «Сибириады» в Каннах, где монументальный эпик взял Гран-при, Андрей Кончаловский уехал в США. С 1984-го по 1991-й режиссер выпускал картины практически ежегодно. Он, снимал не только драмы (среди них выделяются «Возлюбленные Марии» с Настасьей Кински и «Стыдливые люди» с Барбарой Херши), но и жанровые фильмы. Приключенческий триллер «Поезд-беглец» с Джоном Войтом и Эриком Робертсом претендовал на три «Оскара» и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. «Танго и Кэш» провалился в прокате, но со временем приобрел культовый статус. Лента «Гомер и Эдди» стала единственной американской комедией Кончаловского.
По сюжету, озлобленная и умирающая от опухоли в мозге пациентка психиатрической лечебницы Эдди сбегает от врачей и встречает наивного добряка Гомера, у которого задержка в развитии. Вместе они отправляются в путешествие из Аризоны в Орегон, во время которого помогают друг другу найти смысл в жизни. Заодно Гомер встречает с умирающим отцом, который отказался от больного сына много лет назад.
В сценарии Патрика Чирилло Кончаловский увидел мотивы из Феллини, Лескова, Платонова, Фолкнера и «даже беккетовское жестокое обаяние».
«Я не снимал таких картин — из современной жизни, где сюжет развивается в путешествии. Мне захотелось показать американскую природу, жизнь провинции. Мы ездили по стране, искали натуру. В каком-то городке снялись у фотографа-пушкаря, выставив головы в прорези размалеванного холста — совсем как было в лучшие годы на наших базарах. Постепенно нащупывался стиль будущей картины… Хотелось попробовать себя в жанре «черной комедии», — вспоминал режиссер в книге «Андрей Кончаловский. Никто не знает…»
Роль Гомера исполнил Джим Белуши, который в конце 1980-х активно снимался в разного рода бадди-муви о разношерстных парочках. Например, гонялся со Шварценеггером за советскими преступниками в «Красной жаре» и ловил наркоторговцев с упрямой немецкой овчаркой в «К-9». С Вупи Голдберг актер уже снимался в ее комедийном хите «Джек-попрыгунчик» (1986), и артисты отлично ладили. Сама Голдберг к тому времени уже была известной и успела получить номинацию на «Оскара» за «Цветы лиловые полей» Стивена Спилберга. Тем не менее Кончаловский уверен, что ошибся с кастингом Голдберг — отношения с ней не заладились. По словам режиссера, Вупи «из породы «самоиграющих» актеров», и ей не нравилось, что он вмешивался в ее видение роли.
«Я никогда не работал с теми, к кому испытывал неприязнь. Жизнь, в конце концов, одна — зачем семь-восемь месяцев жить в обществе людей, которых не любишь. Думаю, на съемку она шла с ощущением тяжелой повинности. Считала, что я фашист, что нельзя так жестоко обращаться с актерами. После расслабленной американской режиссуры подарком я, конечно, не был. Сценарий был о том, как эпилептик с приступами неконтролируемой ярости верит в Бога, ищет пути к нему. Но начинается приступ, и Бог забыт. Конечно, это должен был играть актер, от которого исходит опасность. А от Вупи физическая опасность исходить не может. Она очаровательна, смешна, обаятельна. Она талантливая актриса, большая звезда. Но не «Эдди».
Увы, «Гомер и Эдди» не понравился критикам и провалился в прокате, хоть и получил Гран-при фестиваля в Сан-Себастьяне. Сам Кончаловский остался недоволен ни фильмом, сильно отличавшимся от задумки, ни работой с американским продюсером, который обязал переснять финал и сделать ленту более комедийной.
«Нелегкое испытание — смиряться перед силой обстоятельств, выслушивать неумных, вульгарных людей — с такими в Америке мне пришлось сталкиваться намного чаще, чем дома», — рассказывал режиссер.
Комментарии