Вуди Аллен – четырехкратный обладатель «Оскара» (трех сценарных и режиссерского за фильм «Энни Холл»), любимец интеллектуалов и главный певец Нью-Йорка в кино – снял почти 50 фильмов. В последние годы он выпускает по картине в год, и на этой неделе в онлайн-кинотеатрах вышел его новый фильм – «Фестиваль Рифкина». Пока некоторые критики говорят, что Аллен уже не тот, что «Манхэттен» и «Зелиг» лучше того, что он снимает сейчас, и призывают бойкотировать его новые фильмы из-за обвинений в его адрес (опровергнутых судом), мы считаем, что его новые работы безусловно заслуживают внимания. А вот сравнивать их со старыми, возможно, не стоит.
Осторожно, в тексте есть спойлеры!
Режиссерский дебют Вуди Аллена, фильм «Что случилось, тигровая лилия?», вышел в 1966 году — не удивительно, что за прошедшие с тех пор полвека у него были разные периоды. Он снимал комедии и драмы, подражания Ингмару Бергману («Интерьеры», «Другая женщина», «Сентябрь» – ремейк «Осенней сонаты»), туристические открытки из Европы («Вики Кристина Барселона», «Полночь в Париже», «Римские приключения»).
И до сих пор Аллен, которому в прошлом году исполнилось 85 лет, остается одним из главных американских режиссеров. Но он не просто почивает на лаврах и появляется в медийном поле, только когда ему вручают очередную почетную награду за вклад в киноискусство — он регулярно снимает. В действительности Аллен снимает так часто, что этому сложно не поразиться: только с 2010 года вышло 10 его полнометражных фильмов и один сериал.
И если поклонников режиссера его продуктивность неизменно радует, многие критики не разделяют их восторг. Новые фильмы Аллена не номинируют на награды, не включают – за редким исключением – в конкурс крупных фестивалей, а теперь, из-за нового витка скандала с Фэрроу, не выпускают в кинотеатрах на родине. Снисходительно ругать нового Аллена, говорить, что он исписался, занимается самоповтором – кажется, уже новая норма. Среди самых частых обвинений такие: его недавние фильмы легкомысленные, неглубокие, проходные.
И с первым обвинением даже можно согласиться. Теперь Аллен – возможно, дело в возрасте и сопутствующей ему сентиментальности – снимает в основном мелодрамы и романтические комедии. И они действительно в каком-то смысле легкомысленные. Главный герой «Полночи в Париже» (Оуэн Уилсон) путешествует во времени, но больше всего его интересуют отношения с красавицей из 1920-х (Марион Котийяр). Брат протагониста Бобби (Джесси Айзенберг) в «Светской жизни» – гангстер, но это никого особо не смущает до тех пор, пока его не ловят и не отправляют на электрический стул. В «Дождливом дне в Нью-Йорке» студентка (Эль Фэннинг), оказавшись ночью в спальне у известного актера (Диего Луна), спешно решает, что ей дороже, отношения с парнем или интрижка со знаменитостью. В фильмах Аллена действуют инфантильные герои, которые совершают легкомысленные поступки — но разве в прошлом было иначе?
Еще одно частое обвинение — новым фильмам Аллена не хватает «глубины», драматургической насыщенности. В большинстве из них происходит многое, но ничего такого, о чем сняли бы супергеройское кино — да что там, даже написали бы газетную заметку. Герои гуляют, болтают, ругаются и мирятся, устраивают спиритические сеансы, ходят к психоаналитику. Но показывать обычную жизнь (и находить в ней обаяние) — разве, это мало? И разве он не делал этого раньше? Кроме того, и в новых фильмах Аллен делает очень точные и часто язвительные замечания — например, про возникновение начального капитала (в фильме «Дождливый день в Нью-Йорке»).
Из недавних фильмов Аллена выделяется «Колесо чудес» — атмосферная драма, тоже с нью-йоркской пропиской, будто поставленная по пьесе Теннесси Уильямса. Ее главные герои — официантка (Кейт Уинслет) с вечной мигренью, несчастная в браке, ее муж (Джеймс Белуши), уставших от ссор, его молодая дочь (Джуно Темпл), сбежавшая от мужа-гангстера, и сын-поджигатель. У каждого из них свои неврозы, которые отражаются в неврозах других, каждый по-своему несчастен. Только жизнерадостный загорелый спасатель-писатель (Джастин Тимберлейк) не из их компании, но он и станет катализатором трагических событий (или, возможно, они — плод его воображения). Этот фильм про луна-парк, где разбиваются сердца, — настоящая королева драмы среди недавних фильмов Аллена. Но возможно, и не нужно лишней драмы, с высоты лет ему лучше видно: все действительно очень просто.
Открытия, которые делают герои фильмов Аллена, пусть не отбрасывают больших драматических теней, многое значат для них самих — они что-то понимают про себя и выходят из кризисных ситуаций, в которых, сами не осознавая того, находились. И зритель, прогулявшись с героями Аллена по Нью-Йорку, тоже может что-то открыть для себя.
Кстати, про Нью-Йорк. Аллен, снял главные фильмы про этот город, «Манхэттен» и «Энни Холл». И в «Дождливом дне в Нью-Йорке» — город вынесен уже в название — режиссер снова расписывается в любви к нему. Вместе с героями гуляет по Центральному парку, заходит в Метрополитен и музей Гуггенхайма, в бары и рестораны. И этот фильм, в котором главный герой, настоящий ньюйоркец с говорящим именем Гэтсби и в пиджаке Аллена (Тимоти Шаламе, кудрявый, как и режиссер) показывает город своей подружке из Аризона (Эль Фаннинг), возможно, станет «Манхэттеном» миллениалов.
А лучше всего критикам на обвинения ответил сам Вуди Аллен. В «Магии лунного света» проницательный и умный Стэнли (Колин Ферт) едет разоблачить Софи (Эмма Стоун), как он убежден, шарлатанку, которая запудрила мозги обеспеченному семейству. Но встретив Софи, сам оказывается под ее обаянием — не иначе, как это все лунный свет! Может, это и не волшебство, а трюк, но стоит ли разоблачать то, что делает жизнь лучше?
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…