Сериалы

Почему «Леденящие душу приключения Сабрины» разозлили фанатов

Новая «Сабрина» не сразу полюбилась аудитории. Выросшие поклонники одноименного ситкома 1990-х расстроились из-за отсутствия в новом шоу говорящего кота Салема – одной из главных изюминок оригинального проекта (четвертый сезон, впрочем, способен с лихвой  компенсировать эти расстройства). Часть аудитории не приняла «новую этику», которой пропитан сериал, и восприняла в штыки небинарных персонажей. Наконец, нашлись те, кто посчитал, что проект напрасно относят к жанру хоррора и не стал тратить время на просмотр, называя его отвратительным и не стоящим внимания.

Тем не менее, «Леденящие душу приключения Сабрины» с учетом направленности на подростковую аудиторию, можно считать одним из самых адекватных ремейков современности. Он достаточно глянцевый и стильный, чтобы нравиться визуально, динамичный и увлекательный настолько, что на него не жалко потратить 8 часов  (именно столько длится каждый сезон), и достаточно смелый и ироничный, чем вызывает доверие, подкупает и может даже послужить вариантом психотерапии благодаря разбору типовых ситуаций.

Несмотря на идеологические моменты, которых в сериале действительно многовато, происходящее не тянет на механическую отработку повестки, создатели не теряют связи с реальностью, а на первый план всегда выходит человечность. Помимо глобальных проблем, вроде нападения Ада на Землю и надвигающегося апокалипсиса, попутно решаются и другие вопросы, важные для тинейджеров и встроенные в их повседневную жизнь. Любовь и дружба, отношения с учителями и одноклассниками, атмосфера дома – звучит банально, но на экране все это отрабатывается мастерски и не вступает в противоречие с идеей оригинального комикса о том, что за свои поступки надо нести ответственность.

Из комиксов в сериал также перекочевала мрачность – в противовес комедийной «Сабрине», где дело ограничивалось тем, что герои расхаживали в смешных костюмах, здесь находится место и черной магии, и некромантии, и обрядам вуду. Однако к этим аспектам создатели также относятся бережно и не перегибают палку – в итоге получается скорее уютный комедийный хоррор, а не образцовый трэш-муви. Кроме того, атмосферный мир Гриндейла порядком разнообразили и многочисленные вербальные и визуальные отсылки к литературе (привет Оскару Уайлду), искусству (привет Уильяму Бугро) и поп-культуре (привет «Зловещим мертвецам», «Чужому», «Хищнику» и всем-всем-всем).

К сожалению, все вышеперечисленное плохо соотносится с финалом шоу. Четвертый сезон «Леденящих душу приключений Сабрины» вышел на Netflix 31 декабря, и, похоже, что новость о закрытии спин-оффа «Ривердейла», другого детища шоураннера Роберто Агирре-Сакаса, стала неожиданностью не только для фанатов, но и для съемочной группы. Сложно представить другую причину, по которой динамичность повествования и полет фантазии, наблюдавшиеся в ранних сериях, сменились судорожными плот-твистами, ломанием характеров основных героев и скомканной концовкой.

Если в первом сезоне команда только пробовала свои силы, во втором – вовсю разгонялась, в третьем – получала удовольствие от происходящего, то в последнем им пришлось разом решать все то, что наваливалось на персонажей все это время. Попутно героям пришлось как-то разбираться с древними Таинственными Ужасами – предвестниками Пустоты, грозящей уничтожить все живое. Неприятностей добавило и появление второй Сабрины (временные петли, параллельные вселенные и парадоксы тянутся еще с прошлого сезона).

В итоге назидательность на месте, простор для действий по-прежнему огромен – героев забрасывает и в постапокалиптику, и в параллельную реальность, где царит диктатура, и в альтернативную вселенную с очень неожиданными камео – а вот стройность изложения где-то потерялась. Первую половину финального сезона все шатко-валко работает по инерции, но затем снежный ком проблем начинает нарастать с ужасающей силой. В итоге половина персонажей оставили в качестве ходячих функций, чтобы хоть как-то втиснуть их в сюжет, а другая растеряла не только свою харизму, но и остатки здравого смысла. В идеале для того, чтобы пройти такой путь, им понадобилось бы намного больше времени, а его попросту не было – нужно было срочно завершать проект и желательно на самой драматичной ноте.

По законам военного времени создатели отменили все правила, после чего началась кутерьма, в которой подсчитывать всевозможные ляпы просто бессмысленно. Герои воскрешались землей на семейном кладбище буквально ради шутки? Ок, теперь так делать не будем, а то слишком просто. Магия не должна работать на этом месте, потому что оно священно? Ладно, но только ради одного заклинания, потом нам срочно нужно созвать боевой отряд именно сюда. Используем надежное и проверенное веками средство заблокировать волшебные силы? Хорошо, но имей в виду, что сейчас оно внезапно даст сбой, дорогуша.

Если раньше рояли в кустах и встречались, то эффект скрадывался динамикой: побочные линии приятно дополняли сюжет и благополучно разрешались, вызывая чувство удовлетворения. Здесь же половина конфликтов остается в подвешенном состоянии, а мотивация персонажей, если на них вообще удосужились обратить внимание, прописана крайне слабо.

Изначально в героях вполне органично миксовались положительные и отрицательные качества, что создавало пространство для эмоционально-этических и часто непредсказуемых маневров, но сейчас по щелчку пальцев может произойти ничем не объясняемый бросок от одного полюса к другому. Например, половину сезона создатели выстраивали линию Сабрины про надломленность, одиночество и попытку найти свое место в мире, и в итоге все это ухнуло в никуда. О счастливом разрешении речи не идет (хотя, как посмотреть), но все это очень сильно смахивает на отчаянную попытку оперативно подчистить концы.

В результате складывается впечатление, что все хотели оторваться напоследок, но явно переоценили свои силы. Вынужденное ускорение темпа породило больше вопросов, чем ответов, появилось запредельное количество глупейших ситуаций в стиле «знаешь, я тут понял/подумал» и зачастую ненужных музыкальных вставок, даже в фансервисе, с которым раньше обходились аккуратно, произошел какой-то непонятный крен – и шутки про объективизацию и канон ситуацию не спасли.

Да, местами получилось проникновенно и душевно, местами красиво и мощно (в желании сделать кульминацию запоминающейся создателям не откажешь), но в целом ситуация плачевная. И для особо рьяных поклонников это даже не фигура речи – судя по их реакции в соцсетях, недалеко до очередной петиции с требованием о пересъемках финала.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

10 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

12 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

13 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

16 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

18 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

21 час назад