35 лет назад на экраны вышел культовый боевик Марка Л. Лестера «Коммандос», ставший любимым фильмом советских мальчишек и подаривший Арнольду Шварценеггеру первую «человеческую» роль. Рассказываем, как глуповатое и веселое би-муви, в котором несложно увидеть попытку объединить ДНК Джона Рэмбо и Джеймса Бонда, превратилось в эталон боевика 1980-х.
По сюжету, экс-спецназовец и вдовец Джон Мэтрикс живет в горах с дочерью Дженни, наслаждаясь мирной жизнью, в которой можно кормить оленей, колоть дрова и есть мороженое. Однако идиллия рушится, когда южноамериканский диктатор из Вал Верде (выдуманное государство также фигурировало в «Крепком орешке 2» и «Хищнике») похищает Дженни, чтобы заставить ее отца убить действующего президента и таким образом вернуть власть в руки тирана. Большая ошибка! За 11 часов, которые есть у Мэтрикса, чтобы спасти своего ребенка, он спрыгнет из взлетающего самолета, покидается телефонными будками в торговом центре, съест морского берета на ужин, найдет дочери новую маму и, предварительно ограбив оружейный магазин, доберется до острова, где прячутся невезучий шантажист-киднеппер, свихнувшийся наемник Беннет, имеющий личные счеты с Джоном, и бесполезная армия солдат.
История «Коммандос» началась в 1984 году, когда руководитель Paramount Барри Диллер, приложивший руку к запуску «Такси» и «Индианы Джонса», ушел на студию 20th Century Fox. Чуть ли не в первый рабочий день он предложил найти подходящий сценарий для рождающегося феномена Арнольда Шварценеггера. Бывший культурист и будущий политик только что прогремел благодаря фэнтези «Конан-варвар» и фантастике «Терминатор». Продюсер был готов дать зеленый свет любому экшену с актером, если бюджет не превысит $12 млн.
Этим сценарием стал «Коммандос», который написали Джеф Лоуб (будущий глава Marvel Television) и Мэттью Уайсмен. Правда, оригинальный текст рассказывал об израильском солдате, решившем отказаться от насилия. Образ еврея-пацифиста, пусть даже героического, австрийцу явно не подходил, поэтому Стивен Е. де Соуза по заказу продюсера Джоэла Сильвера переписал сценарий под Шварценеггера. После ролей пещерного воина из прошлого и неуязвимого робота из будущего у Железного Арни впервые появилась возможность сыграть обычного человека в обычной одежде. По его словам, такие роли играл Джон Уэйн.
«Коммандос» был для меня большим шагом вперед. На тот момент я был известен только как Конан и Терминатор и вдруг получил возможность сыграть нежного и любящего отца. Правда, при этом он еще и машина для убийств, которая ни перед чем не остановится, пока не достигнет цели», — вспоминал Шварценеггер.
Австриец, в 1960-х служивший у себя на родине танкистом, даже готовился к роли — читал статьи и книги о солдатах удачи и, насколько это было возможно, пытался обуздать тяжелый немецкий акцент.
В конце 1980-х Сильвестр Сталлоне и Арнольд Шварценеггер конкурировали похлеще, чем Pepsi и Coca-Cola. Кто убьет больше в кадре? Чьи проекты соберут больше денег? Кто больше времени проводит в спортзале? Однако в 1985-м ответ был очевиден: Сталлоне. За его могучей спиной были четыре «Рокки», два «Рэмбо» и несколько драматических ролей в заметных, но не хитовых проектах. Собственно, именно успех «Первой крови» хотели повторить продюсеры «Коммандос». Сталлоне даже иронизировал над Шварценеггером: «Я делал «Рэмбо», а он – «Коммэндо» (в английском Rambo и Commando звучат похоже).
Первая часть приключений Рэмбо была не столько экшеном, сколько драмой о посттравматическом стрессовом расстройстве никому не нужного ветерана войны во Вьетнаме. Зато сиквел был уже полнокровным боевиком. В нем Джон Рэмбо не плакал и жестоко карал врагов: всего на экране он прикончил 74 человека.
Режиссер Марк Л. Лестер — автор нескольких дешевых эксплуатационных фильмов, боевика «Класс 1984» и хоррора по Стивену Кингу «Воспламеняющая взглядом», — драматизировать не собирался. Он посмотрел «Рэмбо 2» на предварительном показе и решил переплюнуть конкурента: из-за этого Мэтрикс ликвидирует 102 человек (каскадеров на площадке было больше, чем актеров).
«Коммандос» виделся режиссеру веселым приключением в духе бондианы, китайских фильмов о боевых искусствах и… нацистской пропаганды. Знаменитая открывающая сцена, в которой Шварценеггер, почти как Ленин на субботнике, в одиночку несет по лесу бревно (не волнуйтесь, ненастоящее!) была вдохновлена документальными фильмами Лени Рифеншталь «Триумф воли» и «Олимпия». Камера Лестера восхищалась мускулами Арнольда, находящегося на пике формы, как камера немки восхищалась телами олимпийских атлетов. Да и Арнольд, за которым на съемках ездил целый бодибилдерский грузовик, забитый тренажерами, гантелями и друзьями-культуристами, знал себе цену.
Актер сам выполнял почти все трюки и отказывался использовать дублеров даже в сценах, где не видно его лица. «Мою руку нельзя дублировать, она одна такая в мире», — заявлял режиссеру Шварц. В 1980-х еще не было компьютерной графики, и все трюки в фильме, включая автомобильные погони, тарзаньи полеты по торговому центру, взрывы и перестрелки, снимались вживую. По сегодняшним меркам экшен в «Коммандос» вряд ли кого-то по-настоящему удивит, но все еще смотрится вполне достойно.
Де Соуза наполнил плоский триллер изобретательными убийствами и смешными диалогами, сделав текст предшественников более развлекательным. В операции по спасению дочери Мэтрикс использует едва ли не весь ассортимент оружейных и хозяйственных магазинов. В ход пошло все — от голых рук, гравитации и автоматов до циркулярок, ракетниц и труб. При этом шутит экс-вояка не менее эффектно, чем убивает, метко метая не только ножи, но и запоминающиеся ванлайнеры. Самоирония и юмор выгодно отличали веселого Джона Мэтрикса от психологически травмированного и серьезного Джона Рэмбо.
Суперпродюсер Джоэл Силвер сделал себе имя и состояние именно на комедийных экшенах. До «Коммандос» он и де Соуза сняли «48 часов», где, как и в ленте со Шварценеггером, временное ограничение работало на создание напряжения в сюжете. Лестеровский фильм стал для Силвера в некотором роде черновиком для последующих хитов и куда более громких фильмов в жанре «Смертельного оружия» с Мэлом Гибсоном, «Крепкого орешка» и «Последнего бойскаута» с Брюсом Уиллисом и «Хищника» с тем же Шварценеггером. Если бы герои этих фильмов не были честными копами и наемными военными, то вполне могли зарабатывать деньги импровизационным стендапом. Даже в замысловатой «Матрице», пришедшей на смену прямолинейным боевикам 1980-х и также спродюсированной Сильвером, можно найти следы «Коммандос», ведь фамилия главного героя, эмигранта из Восточной Германии, которому коммунисты не давали слушать развращающий рок-н-ролл, — Мэтрикс.
В США «Коммандос» никогда не пользовался бешеной популярностью и несколько затерялся на фоне вышеупомянутых блокбастеров и трех частей «Рэмбо». Однако в СССР и постсоветской России ленту по-настоящему полюбили, несмотря то что «русские» в ней — наряду с южноамериканцами и сирийцами — упоминаются среди врагов главного героя. У нас ленту показывали в кинотеатрах и по кабельному ТВ, а пиратские переводы Андрея Гаврилова, Василия Горчакова и Юрия Товбина разошлись на цитаты.
В 2008-м ее даже переснял Михаил Пореченков: в «Дне Д» его герой должен был убить президента Эстонии, чтобы спасти дочь. Несмотря на популярных драматургов братьев Пресняковых в качестве сценаристов, боевик не отличался оригинальным взглядом на культовый фильм из юности его создателей, провалился в прокате и канул в Лету.
Роль стюардессы Синди, помогающей Мэтриксу вернуть дочь, сыграла Рей Дон Чонг — дочь комика Томми Чонга из вечно обкуренного комедийного дуэта «Чич и Чонг». Продюсеры предлагали партию Шэрон Стоун и Бриджет Нильсон, однако те не заинтересовались. Чонг же удалось рассмешить работодателей на пробах — она свободно импровизировала и забавно смотрелась в кадре со Шварценеггером. Синди и Джон даже должны были заняться сексом во время полета, однако сцену решили не снимать. Во-первых, Мэтрикс был слишком озабочен судьбой дочери, чтобы расслабляться. Во-вторых, некому было бы управлять самолетом. В-третьих, в 1980-х некоторые южные штаты все еще неохотно показывали в кинотеатрах межрасовые сексуальные отношения.
Гротескный злодей Беннет получился благодаря Вернону Уэллсу и одевавшим его костюмерам. Австралийский актер, сыгравший байкера с ирокезом в «Безумном Максе 2», появился на площадке в последний момент. В роли Беннета уже начали снимать Уингза Хаузера, но режиссер понял, что тот выглядит недостаточно устрашающе. Импульсивная и чрезмерная игра и эксцентричный наряд — перчатки без пальцев, тугие кожаные штаны и кольчужная майка-алкоголичка — сделали Беннета культовым персонажем. Хотя сначала Уэллс не впечатлил Шварценеггера: «Слишком милый». Однако когда австралиец с безумными глазами приставил нож к горлу звезды, та передумала и на всякий случай попросила не давать коллеге настоящие ножи.
Беннет стал особенно популярным персонажем для косплеев в Англии, где, по словам Уэллса, он однажды встретил «примерно 300 неуправляемых людей», одетых, как его герой. «Мелкие, высокие и толстые Беннеты! Было ужасно смешно и немножко жутко видеть полноватых парней ростом 160 сантиметров, которые одеты, как ты!» — вспоминал Уэллс.
«Коммандос» собрал в мировом прокате почти $60 млн. На 20 млн больше, чем «Бегущий человек», но на 40 меньше, чем «Хищник». Вышедший в тот же год «Рэмбо 2» заработал $300 млн, и Шварценеггер решил, что со Сталлоне лучше конкурировать через более замысловатые проекты. Впрочем, де Соуза все-таки написал для Арнольда сценарий «Коммандос 2». В нем Мэтрикс, чьи отцовские бесчинства в Лос-Анджелесе попали в газеты, становился главой безопасности гигантской корпорации. Само собой, вскоре оказывалось, что героя используют нехорошие люди, из-за которых Дженни и Синди снова попадают в беду. Сиквел так и не сняли, а Джон Мэтрикс в итоге сдержал слово, которое дал генералу Кирби в финале.
«До следующего раза, Джон?» – «Не дождетесь».
«Помнишь, я обещал убить тебя последним? Я солгал».
«Не беспокойте моего друга, он смертельно устал».
«Я не собираюсь стрелять тебе между глаз. Я выстрелю тебе между яиц!»
«Я зеленые береты ем на завтрак, а сейчас я очень голоден!»
«Я вернусь!»
«Выпусти пар, Беннет!»
«Сomo esta?»
Читать также: Второстепенный Арнольд: 13 ролей Шварценеггера, о которых вы не знали
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…