Статьи

«Плевако»: Час суда с Сергеем Безруковым

Федор Никифорович Плевако был великим русским адвокатом. Брался буквально за любое дело – от мелких краж и бытовых убийств до крупных финансовых махинаций. И ни одного вроде как не проиграл. На его выступления в суде народ собирался, как в театр на спектакль, настолько он красиво и артистично, а главное – доступно ораторствовал. Прямо суперзвездой был. Элвис Пресли и Робин Гуд (потому что зачастую представлял интересы граждан из низших слоев общества) в одном лице от мира дореволюционной юриспруденции.

Однако сериал «Плевако» онлайн-кинотеатра Premier вовсе не про Федора Никифоровича Плевако, как можно было бы подумать, а про некоего Николая Федоровича Плевако, который, впрочем, по всем прочим ключевым признакам тот самый Плевако и есть. Только еще лучше. Дерется, точно Шерлок Холмс из дилогии Гая Ричи, и не ограничивается сугубо адвокатской деятельностью, а вдобавок самолично занимается расследованиями всевозможных преступлений как заправский детектив. Вдобавок его подобающе играет великий русский актер Сергей Безруков.

Открывается сериал знаменитой речью Плевако, которую в 2020 году Владимир Владимирович Путин цитировал применительно к ситуации с пандемией коронавируса. В ней говорится о том, как Россию на протяжении ее более чем тысячелетней истории терзали в том числе печенеги и половцы, но Россия все вытерпела и все преодолела. Контекст, в который была помещена оригинальная речь, масштабом далеко не такой глобальный, но это совершенно неважно. А важно, что эта отсылка к отсылке (оцените простоту и гениальность постмодерновой конструкции) явно неспроста. Поскольку сериал «Плевако» во многом из таких сложносочиненных отсылок состоит.

С одной стороны, это типичный детективный процедурал. На каждый из 10 эпизодов приходится по самостоятельному сюжету, вдохновленному реальным делом, которое когда-то вел адвокат. Например, в первом эпизоде это дело бедной девушки по фамилии Качка, застрелившей своего любовника. На основе оного, кстати, в 1916-м уже был снят фильм «А защищал ее Плевако», который на протяжении 100 с лишним лет оставался единственным художественным кинопроизведением, посвященным Федору Никифоровичу.

Герой Безрукова выясняет все подробности и обстоятельства происшествия, прибегая к помощи сестры – воинствующей эмансипе, злоупотребляющего англицизмами верного помощника, а также красочных галлюцинаций (природу коих установить затруднительно) и умения погружаться в чертоги разума и реконструировать там объемные картины событий. Это, понятно, не считая выдающихся умственных способностей.

После чего наступает черед юридической драмы с отчетливым вайбом телевизионного шоу «Час суда», где Плевако означенную правду в своей неповторимой виртуозной манере доносит до присяжных, причем нередко слово в слово повторяя за тем самым, настоящим Плевако. Хеппи-энд.

Но это как бы один слой. Под которым имеется еще как минимум один. Где все отдельные сюжеты соединены общим сквозным сюжетом, имеющим черты уже детектива сугубо политического. Сюда вплетаются мотивы всяческих коварных заговоров, имеющих конечной целью подрыв устоев и развал страны, с тем прозрачным намеком, что между политической обстановкой того времени (1880 год) и нашего налицо параллели. В качестве наглядной иллюстрации – Влад Тирон в неожиданной для себя роли народовольца-провокатора, скандирующего: «Мы здесь власть!»

Здесь Плевако распространяет свои адвокатские полномочия гораздо шире, пытаясь найти пути к примирению двух радикально противоположных в своих взглядах на обустройство России сторон. И защищает уже не конкретных граждан, а в целом женщин от абьюза, рабочих от жестокой эксплуатации и государство от посягательств врагов.

Насколько успешно – вопрос дискуссионный, учитывая, куда после 1880 года история нашего Отечества в конце концов завернула. Зато какую для этого всего фактуру наснимала режиссер Анна Матисон – цыгане, пижма, зажигательные танцы, Николай Шрайбер с бородищей! Чертоги разума, опять же, эффектные. И морально и интеллектуально возвышающийся над всеми Безруков. Лепота, да и только. Поистине имперского размаха.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Лев Зулькарнаев: «Я в поиске, мой метод обновляется чуть ли не ежемесячно»

Увидев Льва Зулькарнаева в «Слове пацана», можно подумать о нем как о человеке грубом и недалеком. Вот она – сила…

4 часа назад

На открытую репетицию спектакля «Плохие хорошие» приглашает Евгений Писарев

Эксклюзивное мероприятие состоится 18 ноября на основной сцене Московского драматического театра имени Пушкина. Художественный руководитель театра и режиссер спектакля Евгений…

5 часов назад

«Ученик. Восхождение Трампа»: То ли агитка, то ли открытка

1970-е. Еще не оперившийся бизнесмен Дональд Трамп (Себастиан Стэн) хочет доказать отцу, что достоин унаследовать его империю недвижимости. Нарастающие амбиции…

11 часов назад

Красота спасает: Советские кинодивы 1940-х

Звезды киноэкрана 1940-х оставили свой след не только в золотом фонде отечественного кинематографа, но и в сердцах зрителей. Их талант…

1 день назад

Почему «Джокер: Безумие на двоих» далеко не так плох, как принято думать

Для одних Артур Флек (Хоакин Феникс) – психопат, убивший шесть человек. Для других – символ бунта, способный возглавить мятеж готэмских…

1 день назад

В Театре имени Вахтангова прошел Хрустальный бал в честь Александра Олешко

11 ноября на Большой сцене Театра им. Евгения Вахтангова состоялся Хрустальный бал, посвященный лауреату премии «Хрустальная Турандот» 2023 года Александру…

2 дня назад