23 июня в далеком 1868-м американский изобретатель Кристофер Шоулз запатентовал свое изобретение, после ряда доработок вышедшее в свет как «Ремингтон №1». В наше время машинка превратилась из орудия производства в модную деталь интерьера. Однако ее появление в кино сигнализирует о профессии главного героя или создает атмосферу времени. «КиноРепортер» решил внимательнее присмотреться к лентам, где пишущая машинка является важным сюжетообразующим элементом.
Герои Дастина Хоффмана и Роберта Редфорда в фильме Алана Пакулы о грандиозном журналистском расследовании только и делают, что ведут бесконечные телефонные переговоры и стучат на машинках. Нервное бренчание клавиш создает такой же насыщенный звуковой фон, как грохот выстрелов в боевиках. А частенько мелькающая в кадре машинка марки Olympia, чей мужественный, лаконичный дизайн органично вписывается в атмосферу картины, является образцовым примером продакт-плейсмента.
В шедевре Стэнли Кубрика пишущая машинка оказалась неотъемлемой частью созданного им кошмара. Фраза «Куча работы без развлечений делает из Джека зануду», которую вновь и вновь печатает Джек Торранс, а его жена Венди с ужасом разглядывает в многократно размноженном варианте, пугает и даже шокирует своей внешней абсурдностью. В контексте теории о том, что Кубрик снимал «Сияние» как метафору холокоста, немецкая марка машинки Adler служит дополнительным аргументом в пользу этой гипотезы. На аналогичном агрегате, кстати, набирал сценарии и сам Кубрик.
Попав в плен к безумной фанатке Энни, писатель Пол Шелдон борется за жизнь и под ее чутким руководством пишет новую книгу. Как и в «Сиянии», машинка здесь подчиняется не только творческому, но и демоническому началу. С ее помощью поклонница эксплуатирует Пола, а во время финальной развязки именно неудачное падение Энни на машинку помогает заложнику спастись. Получается вполне себе проклятый предмет, абсолютно в духе работ Стивена Кинга, не затерявшийся бы ни в одном из современных хорроров.
Принято считать, что пишущая машинка позволяет писателю установить более интимные, доверительные отношения с произведением. Но в ленте братьев Коэн она стала символом творческих мук сценариста Финка, олицетворением вершины, которую ему не дано покорить. Отклеивающиеся обои, изнуряющий зной, укоризненная белизна торчащего из машинки листа… Таков его личный филиал ада. Возможно, отчасти это ощущение разделил и актер Джон Туртурро – в рамках подготовки к съемкам он убил немало часов, пытаясь научиться правдоподобно нажимать на клавиши.
Одна из любимых фишек Дэвида Кроненберга – подарить неодушевленному предмету свойства живого организма, и в этой картине по одноименному произведению Уильяма С. Берроуза он тоже ее использовал. Пока герой сонно затягивается сигаретой, его машинка сначала печатает сама по себе, а потом превращается в отвратительную насекомоподобную тварь, которая сразу вступает с ним в светскую беседу. Поистине жуткий и фантасмагоричный образ!
В бессмертной экранизации романа Хантера С. Томпсона альтер эго автора, Рауль Дюк, уделял больше внимания сигаретам и недозволенным веществам, чем пишущей машинке. А зря – массивный красный IBM стоит признать одним из самых узнаваемых «машинных» образов. Он стал неотъемлемым атрибутом рок-н-ролльного облика гонзо-журналиста, позволил Джонни Деппу еще детальнее воссоздать окружавший Хантера легендарный ореол и превратился в предмет зависти коллекционеров по всему миру.
В этом прелестном французском ромкоме машинка является полноправным, постоянно действующим персонажем. По сюжету, провинциальная простушка Роза устраивается секретаршей к пробивному адвокату, демонстрирует недюжинные способности машинистки и блистает на чемпионатах по скоростному печатанию. Машинки здесь прекрасно гармонируют с нарядами и даже маникюром героинь, придавая напряженным соревнованиям оттенок изящества и гламура.
Фильм Джо Райта демонстрирует использование пишущей машинки в политических целях. Немалую часть экранного времени Уинстон Черчилль (Гари Олдман) диктует машинистке (Лили Джеймс) тексты писем и выступлений, благодаря чему та становится непосредственной участницей исторических событий времен Второй мировой войны. По сути, вся роль Джеймс строится вокруг набора текстов. Недаром она прилежно посещала специальные курсы, вложив в этот трудозатратный процесс немало энергии.
С 13 по 17 мая в крупнейших городах России прошли специальные показы Фестиваля китайского кино, организованного «Роскино» совместно с Китайским…
Ко Дню Великой Победы Марина Брусникина представила в МХТ имени Чехова спектакль «Двадцать дней без войны». Знаменитый киносценарий Константина Симонова…
Студенты режиссерской и продюсерской мастерских Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова Мария Андреева и Артем Иванов посетили Донбасс в…
На протяжении трех сезонов альманаха «Любовь. Смерть. Роботы» Дэвиду Финчеру и Тиму Миллеру на удивление удавалось оставаться последовательными. Первые эпизоды…
Сегодня на Малой сцене Театра Маяковского впервые за всю его столетнюю историю представят спектакль «Дядя Ваня» по одноименной пьесе Антона…
О, великий и ужасный интернет! Вот уже 24 года ты являешься нашей отдушиной по любому возможному и невозможному поводу, а…