Кино

Пишущая машинка в кино: 10 самых эффектных появлений

23 июня в далеком 1868-м американский изобретатель Кристофер Шоулз запатентовал свое изобретение, после ряда доработок вышедшее в свет как «Ремингтон №1». В наше время машинка превратилась из орудия производства в модную деталь интерьера. Однако ее появление в кино сигнализирует о профессии главного героя или создает атмосферу времени. «КиноРепортер» решил внимательнее присмотреться к лентам, где пишущая машинка является важным сюжетообразующим элементом.

«Вся президентская рать» (1976)

Герои Дастина Хоффмана и Роберта Редфорда в фильме Алана Пакулы о грандиозном журналистском расследовании только и делают, что ведут бесконечные телефонные переговоры и стучат на машинках. Нервное бренчание клавиш создает такой же насыщенный звуковой фон, как грохот выстрелов в боевиках. А частенько мелькающая в кадре машинка марки Olympia, чей мужественный, лаконичный дизайн органично вписывается в атмосферу картины, является образцовым примером продакт-плейсмента.

«Сияние» (1980)

В шедевре Стэнли Кубрика пишущая машинка оказалась неотъемлемой частью созданного им кошмара. Фраза «Куча работы без развлечений делает из Джека зануду», которую вновь и вновь печатает Джек Торранс, а его жена Венди с ужасом разглядывает в многократно размноженном варианте, пугает и даже шокирует своей внешней абсурдностью. В контексте теории о том, что Кубрик снимал «Сияние» как метафору холокоста, немецкая марка машинки Adler служит дополнительным аргументом в пользу этой гипотезы. На аналогичном агрегате, кстати, набирал сценарии и сам Кубрик.

«Мизери» (1990)

Попав в плен к безумной фанатке Энни, писатель Пол Шелдон борется за жизнь и под ее чутким руководством пишет новую книгу. Как и в «Сиянии», машинка здесь подчиняется не только творческому, но и демоническому началу. С ее помощью поклонница эксплуатирует Пола, а во время финальной развязки именно неудачное падение Энни на машинку помогает заложнику спастись. Получается вполне себе проклятый предмет, абсолютно в духе работ Стивена Кинга, не затерявшийся бы ни в одном из современных хорроров.

«Бартон Финк» (1991)

Принято считать, что пишущая машинка позволяет писателю установить более интимные, доверительные отношения с произведением. Но в ленте братьев Коэн она стала символом творческих мук сценариста Финка, олицетворением вершины, которую ему не дано покорить. Отклеивающиеся обои, изнуряющий зной, укоризненная белизна торчащего из машинки листа… Таков его личный филиал ада. Возможно, отчасти это ощущение разделил и актер Джон Туртурро – в рамках подготовки к съемкам он убил немало часов, пытаясь научиться правдоподобно нажимать на клавиши.

«Голый завтрак» (1991)

Одна из любимых фишек Дэвида Кроненберга – подарить неодушевленному предмету свойства живого организма, и в этой картине по одноименному произведению Уильяма С. Берроуза он тоже ее использовал. Пока герой сонно затягивается сигаретой, его машинка сначала печатает сама по себе, а потом превращается в отвратительную насекомоподобную тварь, которая сразу вступает с ним в светскую беседу. Поистине жуткий и фантасмагоричный образ!

«Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998)

В бессмертной экранизации романа Хантера С. Томпсона альтер эго автора, Рауль Дюк, уделял больше внимания сигаретам и недозволенным веществам, чем пишущей машинке. А зря – массивный красный IBM стоит признать одним из самых узнаваемых «машинных» образов. Он стал неотъемлемым атрибутом рок-н-ролльного облика гонзо-журналиста, позволил Джонни Деппу еще детальнее воссоздать окружавший Хантера легендарный ореол и превратился в предмет зависти коллекционеров по всему миру.

«Любовь на кончиках пальцев» (2012)

В этом прелестном французском ромкоме машинка является полноправным, постоянно действующим персонажем. По сюжету, провинциальная простушка Роза устраивается секретаршей к пробивному адвокату, демонстрирует недюжинные способности машинистки и блистает на чемпионатах по скоростному печатанию. Машинки здесь прекрасно гармонируют с нарядами и даже маникюром героинь, придавая напряженным соревнованиям оттенок изящества и гламура.

«Темные времена» (2017)

Фильм Джо Райта демонстрирует использование пишущей машинки в политических целях. Немалую часть экранного времени Уинстон Черчилль (Гари Олдман) диктует машинистке (Лили Джеймс) тексты писем и выступлений, благодаря чему та становится непосредственной участницей исторических событий времен Второй мировой войны. По сути, вся роль Джеймс строится вокруг набора текстов. Недаром она прилежно посещала специальные курсы, вложив в этот трудозатратный процесс немало энергии.

 ​

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

41 минута назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

2 часа назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

4 часа назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

6 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

8 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

11 часов назад