Фото: Максим Чернышев
Первый совет зрителям «Пигмалиона» в Театре на Бронной, не читавшим аннотацию, – не судите о спектакле по названию. Впрочем, для тех, кто на мелкий шрифт, гласящий «Шоу by Н.Е. Шоу», внимание все-таки обратил, погружение в мир искусства окажется не менее экстремальным. За три акта на сцене создается такой ураган метасмыслов, что грозит перенести всех присутствующих куда дальше волшебной страны Оз.
Режиссер Сергей Кальварский в своей постановке замешивает славянский фольклор и советские мифологемы, национальный менталитет и мировое культурное наследие. Иронии – и даже цинизма, столь свойственного худруку Константину Богомолову, – здесь вообще много: сценическое пространство воссоздает своеобразную параллельную реальность, в которую человеку несведущему погружаться страшно интересно. У завсегдатаев же – радость узнавания. И весьма бурная: в зале то и дело вспыхивает смех.
Поводов много. Во-первых, у всех героев дикий градус существования. Они чеканят слова, умудряясь не расплескать их концентрированное содержание, целыми абзацами цитируют Пушкина, Чехова и Пелевина, регулярно ссылаются на Достоевского и свое крайнее возбуждение демонстрируют с разной степенью экспрессии – от духовно-патетической до искренней заинтересованности, прикрытой напускным отвращением. Не менее отточены и их эмоциональные реакции.
Во-вторых, спектр избранных тем поражает воображение: в основном сюжете (он, конечно, о любви) невероятным образом сталкиваются Миядзаки и Троцкий, Бодрийяр и «Баядерка», сатана и гипножабы, даркнет и тайна перевала Дятлова. И чем туже закручивается сюжетная спираль, описывать которую смысла нет, тем жестче отсекается любое ханжество.
Герои «Пигмалиона» все же наследуют английскому классику: ругаются они точно с легким сердцем. Нецензурную лексику здесь используют в тех случаях, когда надо быстро и четко донести ключевую мысль или предложить развеселившейся публике менее интеллигентную альтернативу.
В числе расхожих приемов – видеосъемка в режиме реального времени, выведенная на экраны, безжалостный неймдроппинг (в одном комплекте, например, упоминают худруков других столичных театров и одного известного артиста) и остроумное обыгрывание обстоятельств, еще не растерявших актуальности.
Особый аттракцион – уроки этикета для богатых, которые с феноменальной манерностью дает Евгений Николаевич (Артем Курбатов). В его присутствии поначалу абсолютно теряется бирюлевский курьер Ваня Дуров (Никита Худяков), намертво очарованный богатой наследницей Любой: несчастный влюбленный удивленно жмурится, нервно сглатывает и не может правильно взять ни кредитную карту, ни бокал с дорогим вином.
«Иван, ты тупой, но не дурак», – в следующем акте обратится к нему героиня Александры Ребенок, мама счастливой невесты. И будет права: Дуров, за три дня преодолевший колоссальный классовый разрыв, быстро почувствует вкус жизни. Но также быстро его потеряет, переняв главное правило нуворишей – вес обрушившихся на тебя денег нужно воспринимать как неподъемное бремя.
В потоке каламбуров, неожиданных выводов и перефразированной классики иногда мелькают весьма здравые идеи и рекомендации – от непозволительности делать что-то наполовину до блистательного в своей абсурдности совета «По возможности не рождайтесь бедными». Определенные тайны бытия в «Пигмалионе» так и останутся нераскрытыми (хотя как минимум один рецепт вечной молодости прозвучит, и не раз). И далеко не все ружья выстрелят. Но на этих американских горках важен каждый поворот и каждая мертвая петля, а не финальная остановка.
Тем более что по дороге авторы ловко подсвечивают реальность, в равной степени обличая лицемерие и инертность («Да мне в целом пофиг – в ад или в рай», – честно признается одна из героинь, живущая на откаты за блоки на негатив). И наживую оттачивают искусство «оскорблимента», жестко проходясь по разным слоям общества, которые пусть в теории, но могут оказаться в одном зале.
Тихий городок в Пенсильвании потрясла ужасная трагедия – однажды ночью 17 ребятишек из класса мисс Гэнди (Джулия Гарнер), широко раскинув…
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…