В основе сюжета – биография Героя Советского Союза Михаила Девятаева.
Московский кинофестиваль открылся военной драмой «Девятаев» – совместной работой Тимура Бекмамбетова и оператора Сергея Трофимова, для которого это режиссерский дебют.
В 1944 году летчика Михаила Девятаева (Павел Прилучный) сбивают во время воздушного боя над Украиной. Он попадает в немецкий плен, совершает попытку побега, после чего его отправляют в концлагерь. Но в начале 1945 года Девятаеву удается совершить то, что и превратит его в легенду, – угнать немецкий военный самолет и вместе с еще несколькими военнопленными улететь на нем на родину.
Это не просто пересказ сюжета фильма, но и биография реального Михаила Девятаева – Героя Советского Союза, который в 1945 году действительно бежал из немецкого плена на бомбардировщике. В 2020 году (даже удивительно, что этого не произошло раньше) фильм про него решили снять Тимур Бекмамбетов и Сергей Трофимов (оператор «Аванпоста» и «Елок»). И судя по тому, каким получился «Девятаев», Трофимов в его создании участвовал больше, чем Бекмамбетов.
Михаил Девятаев, без всякого сомнения, герой, то, что он совершил, – подвиг, но создатели фильма придумали экранному Девятаеву новые трудности. Теперь у него есть друг детства, он же заклятый враг (Павел Чинарев), который вопреки представлениям о чести пытается его уничтожить.
Главного героя – а вместе с ним и зрителей – проводят через все круги ада: горящий самолет, плен, концлагеря, побои, голод и предательство, но Девятаев встречает испытания стоически. Большая часть фильма происходит в мрачных лагерных бараках, из которых Девятаев вырывается в небо лишь в воспоминаниях да после побега, и впечатление после себя это оставляет гнетущее.
«Девятаев» – фильм тяжелый, как угнанный летчиком немецкий бомбардировщик Heinkel He 111 H-22. Это кино про отважных героев и гадких предателей, добро и зло в нем разделены даже визуально так явно, что от зрителя не требуется никакой рефлексии (кстати, в одном из лучших фильмов о войне «Проверка на дорогах» главным героем был как раз раскаявшийся предатель Лазарев).
Окончательно забронзоветь экранному Девятаеву не дает Павел Прилучный. Актера пригласили на главную роль вместо Данилы Козловского, который уже однажды героически спасал экипаж, – и это очень удачное решение. Девятаев в его исполнении – честный, очень простой и очень надежный, настоящий герой. Смотреть в открытое лицо Прилучного не наскучит до конца 2-часового фильма – вряд ли теперь кто-то сможет говорить об актере только как о том парне из «Мажора».
У картины вообще отличный актерский состав: это не только уже упоминавшийся выше Чинарев, но и Тимофей Трибунцев, еще более лохматый, чем обычно, а также Евгений Серзин, Алексей Филимонов и Олег Чугунов, персонажи которых тоже участвуют в побеге.
Воздушные бои Тимур Бекмамбетов превратил в настоящий аттракцион, захватывающий до головокружения. Картина снималась с использованием компьютерной игры War Thunder. Авиасимулятор проецировался на экраны вокруг кабины истребителя времен войны, и Прилучного снимали во время игрового боя.
Это придает происходящему новое измерение: очевидно, что речь не о реализме в духе нолановского «Дюнкерка», но в эту сторону режиссеры и не смотрят. Им удалось создать динамичную последовательность сцен, после кульминации которой зал облегченно выдыхает.
«Девятаев» с финальным маршем по Красной площади и звучащей с экрана фразой «вручение высоких государственных наград» – фильм гораздо более советский, чем снимали в советские годы. И работает это кино прежде всего в небе, где солнце и облака, блестящие в его лучах.
29 апреля фильм «Девятаев» выходит в широкий прокат.
Комментарии