Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Рецензии > Перед смертью все равны

Перед смертью все равны

14 июня 2019 /
Перед смертью все равны

Драма о том, что на войне человечность выше политики. «КиноРепортер» — о фильме «Донбасс. Окраина» Рената Давлетьярова.

Давайте честно: снимать кино о событиях на Донбассе сегодня, когда это не дела давно минувших дней, как Великая Отечественная война, Афганистан или Чечня, а ежедневная, ежеминутная реальность, — это вызов. Обществу и себе самому.

Воспринимать такой фильм вне контекста, отбросив политическую подоплеку, оценивая лишь его художественные достоинства, — невозможно. Впрочем, работает это и в обратную сторону: при грамотной подаче такой картине простятся и стилистические недочеты. Потому что оно может превратиться в манифест.

И в общем, с работой Рената Давлетьярова, который четыре года назад переснял «А зори здесь тихие…», а теперь вот взялся за войну текущую, — именно такая ситуация. В ней месседж доминирует над сюжетом и прочими составляющими. Притом что как минимум картинка (оператор Кирилл Клепалов снимал с Юрием Быковым «Майора» и «Дурака» и научился создавать красоту при минимуме средств) буквально завораживает.

Действие происходит на окраине Донецка, в райцентре Марьинка. Война прошлась по этим местам катком. Дома стоят разрушенные и пустые, их жильцы уехали или убиты. Но в подвале одного из них прячется странная компания.

Лидер группы — местный ополченец Анатолий Ткаченко (Гела Месхи). С ним не спорит даже его —вроде как враг, украинский солдат Андрей Соколов (Евгений Михеев). Под их опекой — украинская националистка Оксана (Анна Пескова), идеалистка-волонтер Наташа (Женя Малахова), местная жительница Татьяна (Ульяна Похлебаева), а еще бабка, мальчик и нелюдимый пожилой мужчина (Сергей Холмогоров), ищущий сына.

При других обстоятельствах они бы общались совершенно иначе. Хотя и тут без конфликтов не обошлось. Но когда тебе на голову в буквальном смысле падают бомбы, политические разногласия отходят на второй план — перед смертью все равны. И в решающий момент руку помощи может протянуть враг.

Собственно, фильм Давлетьярова и не о войне вовсе. Ее тут и не так много. Он о том, что воюют страны, а не люди. О том, что человечность выше политики.

Было бы лукавством утверждать, что «Донбасс. Окраина» — картина, не имеющая политической окраски. Конечно, на чьей стороне авторы — очевидно. Но даже если речь идет о делении на хороших и плохих, оно событийно. Герои творят добро и зло вне зависимости от их взглядов и паспортных данных. И тут довольно прямолинейно, но зато понятно работает перевертыш с фамилиями двух главных героев: парень из Донецка Ткаченко и харьковчанин Соколов.

Впрочем, фильм работает на нескольких уровнях восприятия. Думается, если его переозвучить, полностью переписав диалоги, может получиться приличный постапокалиптический триллер о недалеком будущем, где горстка выживших ютится в развалинах без электричества, воды и еды. Не нужны будут ни пересъемка, ни иной монтаж.

По сути, похожая история могла случиться в любое время и в любом месте. В Косово в конце 90-х или на другой планете, где время вообще не будет иметь значение. Всегда и везде будут сильные и слабые, мужчины и женщины, старики и дети.

И эта, в общем, незатейливая мысль без труда считывается, хотя не сказать, что сценарий Алексея Тимошкина потрясает своей глубиной. Автор предпочитает действовать наверняка, вписывая в сюжет сцены, которые гарантированно вызовут у зрителей гнев, возмущение, сострадание. А из всего сказанного на экране в память врезаются слова едва живой старухи: «Это не война. Это бесстыдство какое-то».

Донбасс. Окраина - Официальный трейлер

«Донбасс. Окраина» в прокате с 12 июня

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: