Театр

«Перед рассветом»: Антифашистский коллаж Никиты Михалкова

Отложив ненадолго томики Чехова и Бунина, Никита Михалков вместе с труппой своего театра «Мастерская 12» взялся за Бертольта Брехта. Постановка под названием «Перед рассветом» станет первой премьерой на свежеотремонтированной сцене на Поварской, и случится это осенью. Но мы, посмотрев спектакль на генеральном прогоне, уже сейчас спешим рассказать, почему его нельзя пропустить.

Общение с разобщенными, атмосфера недоверия и доносительства, мысли об эмиграции (внутренней или внешней), кухонный шепот и крики сердец, тревожные «Барабаны в ночи», ржавые звуки «Трехгрошовой оперы» и безотчетная детская надежда, что однажды на пороге возникнет не «черный человек», но добрый человек. Пусть даже и из Сезуана… Такова атмосфера нового, во многом этапного спектакля «Мастерской «12» Никиты Михалкова». 

На афише подзаголовок «Фантазии по мотивам произведений Бертольта Брехта». Фантазии – форма каучуковая, безразмерная, часто используемая для того, чтобы оправдать возможные смысловые или логические режиссерские нестыковки. Но у Михалкова фантазия – творческий инструмент работы над миниатюрами Брехта, взятыми из его произведения «Страх и отчаяние в Третьей империи».

Драматургический материал представляет собой набор разрозненных сцен, связанных лишь предлагаемыми обстоятельствами истории. Краткие и красноречивые они живописуют повседневную жизнь людей в нацистской Германии. Эти 27 написанных автором сцен никогда не ставились на сцене целиком. Режиссеры, обращающиеся к этому драматургическому массиву, всегда отбирали наиболее яркие эпизоды. Никита Михалков выбрал девять из них, подвесив мини-спектакли на музыкальную нить лейтмотива «Бараньего марша» Брехта. 

Навеки выбитые в памяти поколений голосом Высоцкого строки «Шагают бараны в ряд, бьют барабаны. Кожу для них дают сами бараны», в интермедиях спектакля Михалкова звучат всякий раз в ином музыкальном жанре, на иной мотив. Зонги здесь театрализованы и решены в стиле кабаре, отсылая к фильмам с Марлен Дитрих и Марикой Рекк. Для каждой интермедии придуман не эстрадный, но театральный образный сюжет в стилистике «Капричос» Франсиско Гойи с его «сном разума, рождающим чудовищ». Инфернальные люди в масках, злые клоуны и падшие ангелы отделяют один эпизод от другого, вместе создавая пугающее демоническое шествие. 

Интермедии эти по силе художественных образов и символизму – одна из доминант спектакля. Основные эпизоды хотя и вдохновлены Брехтом, но сыграны все же по Станиславскому. Они основаны на канонах «театра переживания», сосредоточенного на отношениях актера и роли. Интермедии же как раз отвечают основному посылу Брехта как театрального реформатора, создателя «эпического театра», ставившего во главу угла диалог сцены и зала. Брехтовский театр авансцены с его резкостью и плакатностью оказывается сбалансирован здесь психологизмом и сюжетностью.

Разрозненность пьесы оказалась преодолена единством времени, места и действия. Истории германских обывателей разных социальных слоев, возрастов, убеждений, настроений восходят от быта к бытию, иллюстрируют, как вирус ксенофобии и ненависти поражает не страны и народы, а интимную жизнь людей. Сквозь закрытые двери и ставни проникает в дома и квартиры, уничтожая человеческое в человеке. 

Мир сБРЕХТил, но все поправимо, ведь надежду, даже если она вне закона, нельзя убить. Никита Михалков и его творческая команда не инсценировали, но развили брехтовские сюжеты. Каждый из них дописан и домыслен так, что если не быть знакомым с оригинальным текстом, не заметишь, где заканчивается Брехт и начинается «фантазия по Брехту», так все органично и кинематографично здесь придумано. 

Каждый сюжет – как короткометражный фильм с аллюзиями на Фассбиндера, Фосса и фильмы немецкой киностудии UFA 1930-40-х. На фоне «оживающих» декораций-проекций, с которыми умело взаимодействуют артисты – выпускники Академии Михалкова разных лет, разворачиваются «маленькие трагедии большого дома». Среди них, играющих по несколько ролей, особого внимания заслуживают Данила Дзыгар, Сергей Радченко, Александра Шрамм, Янина Третьякова, Мария Ларина и другие… 

На неподвижном экране, расписанном в мельчайших деталях художником Юрием Купером, вдруг дрожит занавеска и в окно врывается нацистский марш, сея черноту в умы и души. Человеческие сердца – благодатная почва, и семена эти прорастают. Мы видим вереницу юных и пожилых, рабочих и интеллигентов, состоятельных и бедных, чью жизнь подменило выживание. Выживание из себя человечности, сострадания, индивидуальности… Их место занял страх. Страх – главное действующее лицо спектакля, торжествующее на сцене вплоть до финала. 

Помимо искусных проекций есть в спектакле и экраны, которые, однако, могли бы использоваться активнее и с большим зрительским эффектом. В спектакле немало эпизодов, требующих крупного плана, как, например, в финале сцены «Меловой крест», где одна из героинь выразительно съедает помаду, которой она успела ловко пометить пальто героя-штурмовика, чем решила его участь. 

Другой яркий эпизод «Черные башмачки» из полустраничного текста ассоциативно возведен в «гору горя» из обуви жертв концлагерей. «Радиочас для рабочих» становится театральным аналогом «Мефисто» для работников пропаганды, «Нагорная проповедь» иллюстрирует подчиненное положение церкви в тоталитарных режимах, «Жена еврейка», «Предательство», «Шпион» предупреждают, что даже в семье иной раз нельзя быть собой и мыслить свободно, а «Работодатели» предрекают, что возмездие настигает если не самих виновников, то их детей, расплачивающихся за грехи отцов…

Спектакль назван «Перед рассветом», а значит, повествует о самом темном часе истории. Но нет за его кулисами ни страха, ни отчаяния, ведь тьма не вечна. В последнем эпизоде рассвет и мир (не как глобус, а как дружба) проступают на экране. Смущает лишь, что финал носит название «Шутка», но речь о той шутке, которую властители умов и люди, получившие государственные поводья, играют иной раз с людьми, а то и целыми народами. 

Но приходит рассветный час, и то, что казалось незыблемым и вековечным, рушится. «Римский салют» сменяется антифашистским кулаком, а макабрическая пляска хороводом народов, сбросивших маски, предрассудки, злобу и ненависть. Театр часто называют зеркалом жизни, отображающим действительность. Случай спектакля «Перед рассветом» настойчиво заставляет надеяться, что жизнь отзеркалит этот долгожданный, желанный и благословенный финал. Если и есть к этому, хочется верить, пророческому спектаклю Мастера «Мастерской 12», вопрос, то только один: далеко ли до рассвета?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

1 час назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

3 часа назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

5 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

7 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

10 часов назад

На поддержку отечественного кино направят 2,6 млрд рублей в год

Премьер-министр России Михаил Мишустин распорядился направить дополнительные средства на поддержку отечественного кинопроизводства. Сумму в 2,6 млрд будут выделять каждый год,…

1 день назад