Рецензии

Party is over: Почему «Матиас и Максим» самый зрелый фильм Ксавье Долана

После откровенно провального фильма «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» «Матиас и Максим» — это победа для наконец-то повзрослевшего Ксавье Долана. Преодолев возрастную ломку, бывший вундеркинд вернулся в строй, пожалуй, с самой сильной работой после впечатлившего всех дебюта «Я убил свою маму».

Подростковая истерия осталась в прошлом, режиссер живет и снимает среди взрослых. И на кону не пьяный секс и танцы до упаду, а боль и страх от невозможности быть собой, кем-то другим, вообще быть. Ведь что бы ни делалось — все к худшему.

Автор — опять главный герой: 30-летний Максим с уродливым родимым пятном на щеке, бесперспективной работой в ресторане и сумасшедшей мамочкой (вечная муза Энн Дорваль). Вокруг вроде бы друзья и даже какой-то очаровательный монреальский движ, но уже понятно, что party is over и всем на всех немножко наплевать. Поэтому Максим собирается эмигрировать в Австралию даже не за лучшей жизнью, а просто за ее продолжением.

Лучший друг Матиас (Габриэль Д’Альмейда) — красавец с невестой, классной работой, костюмом с иголочки и идеальными родственниками — от Максима устал. И хоть говорят, что от друзей ждут рассказа об их несчастьях, иногда на вопрос «Как дела?» хочется просто услышать «Все ок». Нельзя постоянно жить драмой — история повторяется, и второй раз всегда в виде анекдота.

Странный треугольник замыкает Макафи — великолепный Харрис Дикинсон, набивший руку на гомосексуальном флере в «Пляжных крысах» (драма Элизы Хиттман, приз за режиссуру на фестивале «Сандэнс-2017», — прим. КР). Яппи, культивирующий маскулинность напоказ, — он как испуганный мальчик, которому очень страшно, что все поймут, какой он самозванец.

Вот, собственно, и весь сюжет. Остальное — плотная ткань будней. Одиночество, отчаяние, скука, рассветы и закаты, последняя сигарета, за которой будет, конечно же, еще одна, — и так до бесконечности. Непринятый телефонный вызов в ночи, потому что близкие люди спят. Хотя в чем сегодня наша пресловутая близость?

В фильме «Матиас и Максим» чуть меньше музыки, чем обычно, хотя Долан не преминул порадовать зрителя гимном Pet Shop Boys. Но в реальности, сколько бы ты ни выкручивал приемник в машине на полную громкость, саундтреком нелюбовь не исправить. То там, то тут Долан подмигивает кумирам-кинематографистам — вот подружку Максима зовут Эрика Риветт (привет французскому режиссеру-сюрреалисту Жаку Риветту, —  прим. КР), вот реконструкция сцены из «Сезара и Розали» Клода Соте.

Но это честное, беспримесное кино, рассказанное своими словами. Долан в расцвете сил и обнажается с уверенностью профессионального стриптизера. Юмор ему лучше всего удается горький, а эротика — двусмысленная и обрывающаяся на полуслове.

«Матиас и Максим» в прокате с 14 ноября.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Сират»: Дикое роуд-муви наперегонки со смертью

Марокканскую пустыню сотрясают волны рейва. На песке возвышаются ряды гигантских колонок, и эксцентричная толпа неистовствует на фоне пейзажей будто из…

2 часа назад

«Современник» открыл 70-й сезон выставкой и масштабной программой

1 октября театр «Современник» впорхнул в 70-й сезон. Торжественное открытие состоялось на Основной сцене, где фойе преобразилось в выставочное пространство.…

4 часа назад

Грибы и мы: Киногид по таинственному царству

Где грибам место? В масле на сковородке? Засоленным в банке? Все так, но грибы куда больше, чем средство пропитания. Они…

6 часов назад

От Москвы до Дальнего Востока: На ЭКСПО «Российской креативной недели» свои достижения представили регионы – лидеры креаномики

Особым событием «Российской креативной недели» в этом году стала организованная в ее рамках ЭКСПО. Выставка продемонстрировала, как креативные индустрии влияют…

20 часов назад

«На посошок»: Запой как способ борьбы с энтропией

Двое друзей, беспечных пьяниц средних лет, должны встретить в аэропорту третьего. Но это завтра. А пока можно где-нибудь выпить по…

24 часа назад

«Почтарь» с Александром Петровым завоевал три награды на кинофестивале в Египте

Военная драма Андрея Разенкова «Почтарь» завоевала сразу три награды на Международном молодежном кинофестивале в Хургаде: на ее счету оказались призы в…

1 день назад