Party is over: Почему «Матиас и Максим» самый зрелый фильм Ксавье Долана | КиноРепортер
КиноРепортер > Рецензии > Party is over: Почему «Матиас и Максим» самый зрелый фильм Ксавье Долана

Party is over: Почему «Матиас и Максим» самый зрелый фильм Ксавье Долана

13 ноября 2019 /
Party is over: Почему «Матиас и Максим» самый зрелый фильм Ксавье Долана

Канадский вундеркинд снял драму о метаниях собственной души.

После откровенно провального фильма «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» «Матиас и Максим» — это победа для наконец-то повзрослевшего Ксавье Долана. Преодолев возрастную ломку, бывший вундеркинд вернулся в строй, пожалуй, с самой сильной работой после впечатлившего всех дебюта «Я убил свою маму».

Подростковая истерия осталась в прошлом, режиссер живет и снимает среди взрослых. И на кону не пьяный секс и танцы до упаду, а боль и страх от невозможности быть собой, кем-то другим, вообще быть. Ведь что бы ни делалось — все к худшему.

Автор — опять главный герой: 30-летний Максим с уродливым родимым пятном на щеке, бесперспективной работой в ресторане и сумасшедшей мамочкой (вечная муза Энн Дорваль). Вокруг вроде бы друзья и даже какой-то очаровательный монреальский движ, но уже понятно, что party is over и всем на всех немножко наплевать. Поэтому Максим собирается эмигрировать в Австралию даже не за лучшей жизнью, а просто за ее продолжением.

Лучший друг Матиас (Габриэль Д’Альмейда) — красавец с невестой, классной работой, костюмом с иголочки и идеальными родственниками — от Максима устал. И хоть говорят, что от друзей ждут рассказа об их несчастьях, иногда на вопрос «Как дела?» хочется просто услышать «Все ок». Нельзя постоянно жить драмой — история повторяется, и второй раз всегда в виде анекдота.

Странный треугольник замыкает Макафи — великолепный Харрис Дикинсон, набивший руку на гомосексуальном флере в «Пляжных крысах» (драма Элизы Хиттман, приз за режиссуру на фестивале «Сандэнс-2017», — прим. КР). Яппи, культивирующий маскулинность напоказ, — он как испуганный мальчик, которому очень страшно, что все поймут, какой он самозванец.

Вот, собственно, и весь сюжет. Остальное — плотная ткань будней. Одиночество, отчаяние, скука, рассветы и закаты, последняя сигарета, за которой будет, конечно же, еще одна, — и так до бесконечности. Непринятый телефонный вызов в ночи, потому что близкие люди спят. Хотя в чем сегодня наша пресловутая близость?

В фильме «Матиас и Максим» чуть меньше музыки, чем обычно, хотя Долан не преминул порадовать зрителя гимном Pet Shop Boys. Но в реальности, сколько бы ты ни выкручивал приемник в машине на полную громкость, саундтреком нелюбовь не исправить. То там, то тут Долан подмигивает кумирам-кинематографистам — вот подружку Максима зовут Эрика Риветт (привет французскому режиссеру-сюрреалисту Жаку Риветту, —  прим. КР), вот реконструкция сцены из «Сезара и Розали» Клода Соте.

Но это честное, беспримесное кино, рассказанное своими словами. Долан в расцвете сил и обнажается с уверенностью профессионального стриптизера. Юмор ему лучше всего удается горький, а эротика — двусмысленная и обрывающаяся на полуслове.

«Матиас и Максим» в прокате с 14 ноября.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: