Кино

Владимир Высоцкий: «Я не люблю фатального исхода»

Сегодня, 25 июля, традиционно отмечается день памяти Владимира Высоцкого. Великого поэта и артиста не стало более 40 лет назад, но любовь к его творчеству, кажется, не угаснет никогда. «КиноРепортер» решил напомнить о самых ярких ролях в кино и театре актера Владимира Высоцкого.

Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. После окончания школы он хотел связать свою дальнейшую судьбу с актерской профессией, но его не поддержали в семье. Вместе с другом Володя подал документы в инженерно-строительный институт, но в конце первого семестра отчислился по собственному желанию. 

Летом 1956 года Высоцкого приняли в Школу-студию МХАТ. Свою дебютную роль он получил уже на первом курсе в постановке «Гостиница «Астория» по пьесе Александра Штейна.

На репетициях этого спектакля Владимир познакомился со своей первой женой, тоже студенткой Школы-студии МХАТ, Изольдой Жуковой. Они поженились в 1960 году. Однако семейная жизнь продлилась недолго.

С первой женой Изольдой Жуковой

Впервые Высоцкий появился на экране еще в студенческие годы c эпизодической ролью в мелодраме Василия Ордынского «Сверстницы». Из-за волнения Владимир во время озвучивания произнес реплику своего персонажа Пети «с кавказским акцентом, высоким голосом и заикаясь».

Владимир Высоцкий в эпизодической роли Пети в фильме «Сверстницы»

В 1960 году Высоцкий получил диплом актера драмы и кино в Школе-студии МХАТ.

Кадр из фильма Григория Никулина «713-й просит посадку»

В 1961 году во время съемок в картине «713-й просит посадку» Владимир Высоцкий познакомился с со студенткой ВГИКа Людмилой Абрамовой. Несколько лет они прожили в неофициальном браке: Высоцкий долго не мог развестись с первой женой. Наконец в 1965 году Высоцкий и Абрамова поженились. К тому времени у них было уже два сына — Аркадий и Никита.

На своем бракосочетании с Людмилой Абрамовой

Владимир Высоцкий 4 года искал свой театр — с перерывами служил в Театре Пушкина, играл в Театре миниатюр, пробовался в театр «Современник». Наконец, в 1964 году Высоцкий стал артистом Театра драмы и комедии на Таганке.

Со Львом Прыгуновым в фильме «Увольнение на берег» (1962)

Первую большую роль в Театре на Таганке Владимиру Высоцкому предложили в спектакле «Жизнь Галилея», премьера которого состоялась весной 1966 года. Высоцкий играл ученого без грима и парика.

В роли Галилея на сцене Театра на Таганке

После студенческого кинодебюта фильмография Высоцкого заметно пополнилась, однако он играл только небольшие роли или снимался в эпизодах, которые к тому же сокращались при монтаже. 

С Ниной Шацкой в комедии Виталия Четверикова «Саша-Сашенька» (1966)

Впоследствии Владимир Высоцкий признавался, что его кинобиография включала несколько ролей, о которых он предпочитал не вспоминать. В их число входил и тракторист Андрей Пчелка из лирической комедии «Стряпуха» (1966). Высоцкому пришлось стать блондином и петь чужим голосом.

С Георгием Юматовым в фильме Эдмонда Кеосаяна «Стряпуха» (1966)

Со временем режиссеры заметили его и стали приглашать на более крупные роли. Так он сыграл главных героев в фильмах «Я родом из детства» и «Короткие встречи» Киры Муратовой. Уже в этих кинолентах Высоцкий исполнил свои песни.

С Ниной Ургант в фильме «Я родом из детства» (1966)

Благодаря главной роли в военной драме Виктора Турова «Я родом из детства» Высоцкий наконец избавился от своего «эпизодического амплуа».

В 1967 году Владимир Высоцкий впервые исполнил роль каторжника Хлопуши в драматической поэме Сергея Есенина «Пугачев».

С Кирой Муратовой в ее фильме «Короткие встречи» (1967)

Настоящая популярность пришла к актеру в 1967 году, после роли радиста Володи в картине «Вертикаль» Бориса Дурова и Станислава Говорухина. В фильме прозвучали авторские песни Владимира Высоцкого «Вершина», «Песня о друге», «Свои обиды каждый человек» и другие. В общей сложности Высоцкий предложил для различных фильмов более ста песен, но до экрана дошли меньше половины.

На съемках фильма «Вертикаль» (1966)
С Вениамином Смеховым в фильме Евгения Карелова «Служили два товарища» (1968)

Весьма драматично сложилась история фильма Геннадия Полоки «Интервенция» (1968). Высоцкому нравилась фарсовая стилистика картины и его герой, меняющий маски, подпольщик Бродский. Однако комиссия Госкино решила, что революционные события воспроизведены «в непозволительной эксцентрической форме». Фильм к показу запретили. Зрители впервые увидели его только в 1987 году.

Владимир Высоцкий со съемочной группой фильма «Интервенция» в день своего 30-летия, 25 января 1968 года
С Лионеллой Пырьевой и Ефимом Капеляном в фильме Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Опасные гастроли» (1969) в роли подпольщика Николая Коваленко, изображающего на публике куплетиста Жоржа Бенгальского

Работа в криминальной драме Владимира Назарова «Хозяин тайги» (1969) разочаровала Владимира Высоцкого — актер был недоволен сценарием, долгими простоями и общей атмосферой в киногруппе.

С Валерием Золотухиным в фильме «Хозяин тайги»

Роман с партнером по сцене Театра на Таганке Высоцким начался у Татьяны Иваненко в 1966 году и продолжался до середины 1970-х, хотя вместе они никогда не жили. Но часто ездили вместе в киноэкспедиции и на гастроли. 26 сентября 1972 года у Татьяны родилась дочь Анастасия, отцом которой, по слухам, был Высоцкий.

С Татьяной Иваненко

Третьей женой Владимира Высоцкого стала французская актриса Марина Влади. Они познакомились в 1967 году, зарегистрировали брак в 1970-м. На церемонии присутствовали друг и актер Всеволод Абдулов, режиссер Виктор Туров, композитор Оскар Фельцман и скульптор Зураб Церетели, пригласивший молодоженов в свадебное путешествие в Тбилиси. 

С Мариной Влади

Премьера «Гамлета» 29 ноября стала одним из самых заметных театральных событий 1971 года. Зрители, входившие в зал, видели сидевшего в глубине сцены актера в черных джинсах и свитере, который в ожидании третьего звонка негромко играл на гитаре, но сразу было ясно, что это не певец Высоцкий, а Гамлет в повседневной одежде 1970-х.

В роли Гамлета на сцене Театра на Таганке

В 1970-х годах список киноролей Высоцкого пополнился, однако не все его работы были благожелательно встречены критикой. Актер возлагал большие надежды на участие в картине Александра Столпера «Четвертый» (1973), где ему предложили сыграть журналиста, обозначенного в титрах местоимением Он. Однако в прокате картина, содержавшая «явный пропагандистский контекст», провалилась.

Кадр из фильма «Четвертый»

 В 1974 году на фестивале наций в Таормине за роль Фон Корена Высоцкий в фильме Иосифа Хейфица «Плохой хороший человек» (1973) был удостоен приза за лучшую мужскую роль.

С Анатолием Папановым в фильме «Плохой хороший человек»

В 1975 году в театральной биографии Высоцкого появился еще один герой — купец Ермолай Алексеевич Лопахин из пьесы Чехова «Вишневый сад». Сквозной темой «Вишневого сада» в трактовке постановщика спектакля Анатолия Эфроса была многолетняя всепоглощающая любовь Лопахина к Раневской.

С Аллой Демидовой в роли Раневской в спектакле «Вишневый сад». По словам актрисы, жизнь Высоцкого в ту пору была заполнена любовью, и отсвет этого чувства перешел на рисунок роли — герою передались и нежность, и страстность исполнителя.

Высоцкий сыграл даже чернокожего принца на службе у русского царя в фильме-мюзикле Александра Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил».

Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976)

Одним из самых заметных образов, сыгранных Высоцким, стал Глеб Жеглов из картины Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» 1979 года. В этой картине Владимир Семенович по просьбе режиссера выступил и в качестве постановщика. В 1987 году «за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен» Владимиру Высоцкому была посмертно присуждена Государственная премия СССР.

В роли Глеба Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя»

Последней театральной ролью Владимира Высоцкого стал Свидригайлов в постановке «Преступление и наказание» по роману Достоевского, премьера которого состоялась 12 февраля 1979 года. 

Последней ролью в кинематографической биографии Высоцкого стал Дон Гуан из мини-сериала Михаила Швейцера «Маленькие трагедии» 1979 года по произведениям Пушкина.

Кадр из фильма «Маленькие трагедии»

В 1980 году Владимир Высоцкий попросил Юрия Любимова предоставить ему творческий отпуск на год. Артист планировал работать над фильмом «Зеленый фургон» в качестве режиссера и соавтора сценария. Однако до начала съемок Высоцкий не дожил. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

4 часа назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

5 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

7 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

9 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

11 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

14 часов назад