В российский прокат выходит костюмированная драма Джанлуки Йодиче «Падение короны». Итальянец скрупулезно – по дневникам королевского камердинера – восстанавливает последние недели Людовика XVI (Гийом Кане), его сестры Елизаветы (Аврора Брутен), супруги Марии-Антуанетты (Мелани Лоран) и их двоих детей, заточенных в замке Тампль после революционных событий. Крепость находилась в тогдашнем предместье Парижа, где еще происходили локальные стычки, и потому первые дни пребывания царственных особ сопровождались регулярными пороховыми залпами. Впрочем, когда пушки наконец замолкли, легче от этого никому не стало.
Стены и башни Тампля воссозданы с помощью компьютерной графики. Все остальное, включая трудоемкий пластический грим, который мужественно носит Гийом Кане, – вполне себе настоящее. Лишних деталей здесь нет: Йодиче превращает сухие факты в выразительную психологическую драму, выстроенную на почти незаметных нюансах. Порой совершенно символических – так, несколько раз в исторические декорации прорываются сказочные мотивы. Но куда большее внимание приковано к переживаниям тех, кто вдруг – впервые в жизни – остался наедине с собой.
Внезапно образовавшийся вокруг короля и его близких вакуум – главный лейтмотив «Падения короны». Пустынные парковые аллеи сменяют столь же безлюдные просторы из мрамора: в непригодных для жизни залах бывших властителей держат под строгим надзором солдат. Эта пустота разрастается с каждым днем, пожирая людей вокруг. Они исчезают навсегда – чаще вынужденно, но иногда и по собственной воле.
Низвержение богов режиссер демонстрирует то с яростным рвением, то с холодной отстраненностью: дневники дневниками, но в голову людей, живших больше двух веков назад, да еще в абсолютно уникальных условиях, не залезешь. Вот и получается реконструкция «по мотивам», позволяющая актерам как следует проявить себя в «предлагаемых обстоятельствах».
Герой Кане смиряется с ними первым, лишь удивляясь, как быстро обозленные люди готовы отринуть не только старые порядки, но и самого бога. Его экранная супруга – само презрение и ярость. Свои эмоции, впрочем, она не демонстрирует открыто, до последнего момента сохраняя достоинство среди тех, кого по-прежнему считает недостойными собственного присутствия. В отличие от мужа, Мария-Антуанетта не тешит себя иллюзиями: европейские монархи от них отвернулись, судьба, кажется, предрешена.
Но надежда, даже призрачная, все равно умирает последней. В этом случае она лишь продлевает агонию неопределенности, и парадоксально то, что даже зная о печальном исходе, зритель способен поймать себя не на простом сопереживании, но уповании на невозможное чудо.
Уязвимое положение, растянувшееся на долгие недели, заставит супругов наконец искренне поговорить друг с другом, признать былые ошибки и даже попытаться обрести внутренний покой. Но критической точкой станет момент, когда дорвавшиеся до власти люди, так яро эту власть попирающие, возомнят себя выше закона небесного. Это интересный перевертыш – как стремительно теряют человечность те, кто упорно стремится расчеловечить своих узников.
Вседозволенность сметает остатки любых приличий, порождая тотальный хаос. И совсем не зря капитан Анри (Юго Дийон) говорит о том, что чистым должно оставаться не только оружие, но и разум.
Страшное осознание тоже запечатлено камерой: молодой прокурор Мануэль (Том Хадсон) не может выдержать взгляда приговоренного к смерти короля. Вся его линия – пылкость, перестающая в горячечный бред. Подтверждение фразы о революции, пожирающей собственных детей. Быть может, пока не физически, но морально – точно.
Отсылает она и к сомнениям Понтия Пилата, отправившего невиновного на казнь, дабы усмирить толпу, хотя ответственность за содеянное здесь коллективная. Библейский мотив прослеживается и в оригинальном названии, звучащем как «Потоп»: с одной стороны, это явный намек на знаменитую фразу маркизы де Помпадур. С другой – в день казни Людовика XVI небо действительно беспросветно. Во всяком случае, для самого короля.
Однако не стоит думать, что «Падение короны» – очередная тягостная драма. Это в хорошем смысле арт-объект. Который может разочаровать того, кто ожидал увидеть блеск золота и бриллиантов: за месяцы заточения пышные платья обращаются в труху, белье изнашивается, истончаются даже черты лица. Но он может и подарить немало приятных минут тем, кто готов внимать происходящему. Работа с фактурой просто великолепная: объемные парики, ткани, украшения, то, как в принципе выглядят персонажи, даже второстепенные. Некоторые кадры, особенно снятые крупным планом, напоминают ожившие шедевры из лучших музеев мира.
Тончайшей линией в «Падении короны» проходит мрачная ирония, которую сами герои совершенно не осознают, – эта спланированная акция предназначена для публики. Иногда для достижения нужного эффекта достаточно одной детали. Игрушечный солдатик в руках маленького принца. Пистолет за поясом. Веревка, разрезающая пространство огромного зала.
Еще Джанлука заигрывает с параллелями – сюжетными (репетиция Мануэлем и Людовиком важной речи) и визуальными (то, как изящно цвета перекликаются в костюмах короля и королевы). Обвинить его можно разве что в увлечении лозунгами. Но суть вещей они доносят емко, поэтому даже эта претензия достаточно субъективна.
Самое главное – режиссер все равно идет против любых ожиданий. От него хотят снисходительности к героям, но он просто констатирует факт: в пороках системы обвинили людей, которые к созданию этой самой системы не имели отношения. Требуют крови и ужасов, а в ответ получают выразительную реакцию на них. Даже самую эмоционально насыщенную сцену, предваряющую финал, Йодиче снимает крайне деликатно – через мутное стекло.
За кадром остаются не только многочисленные слуги и утомительные суды, но и спекуляционные моменты. Так, палач в кадре возникает, но происходит это по просьбе самого Людовика. Способного, к слову, не просто сохранять самообладание в чудовищной ситуации, но еще и держаться с необыкновенной вежливостью. И, пожалуй, на этом тему отношения постановщика к героям можно закрывать окончательно.
Тихий городок в Пенсильвании потрясла ужасная трагедия – однажды ночью 17 ребятишек из класса мисс Гэнди (Джулия Гарнер), широко раскинув…
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…