Роман Михайлов и российское кино – союз не такой давний: «Сказка для старых», дебютная режиссерская работа писателя и доктора физико-математических наук, увидела свет прошлой осенью. С тех пор он успел снять еще три картины: «Снег, сестра и росомаха», «Наследие» и «Отпуск в октябре». Последнюю показали в конкурсе кинофестиваля в Выборге, где она буквально загипнотизировала зрителей.
«Отпуск в октябре» действительно походит на слегка затянувшуюся киногаллюцинацию с неслучайным названием: вампиловщины и чувства потерянности во времени и пространстве здесь много. Главная героиня Света (восходящая звезда Мария Мацель) благодаря подруге попадает на съемки болливудского кино. На площадке – звездные артисты и лучший диджей страны (Евгений Ткачук), режиссер-индиец и французский продюсер, который без ума от происходящего.
Деньги и шампанское текут рекой, работа бессмысленна, поскольку результат, скорее всего, никто не увидит, график ненормированный, но больше в округе делать нечего. Словно чистилище для творческих душ материализовалось в двух шагах от настоящего мира. Из плотного тумана выползают странные персонажи, а прожигание жизни постепенно становится утомительным.
Безвременье затягивает, и люди начинают играть в игры: смотрят пленочное кино 1970-х, а затем воспроизводят определенные эпизоды оттуда. Для людей искусства – задача не бог весть какая. И дополнительный стимул есть: говорят, если сыграть все правильно, можно провалиться в другой мир – не зря на площадку то и дело подвозят новичков.
«Работа актера – воплощать больные фантазии», – уверены герои. Но отыскать в картине что-то гнетущее и зловещее сложно, несмотря на все предпосылки. Этюды плавно перетекают друг в друга, приглушенный неон и медитативная музыка создают ламповую атмосферу, а отрывки из несуществующих фильмов выглядят слишком трогательными для жестокой пародии.
Нет, сам кинопроцесс Михайлов, может, и высмеивает, а вот к 1970-м («У меня есть интеллектуальное право работать с этой эпохой, я в ней жил») и к своим персонажам режиссер испытывает исключительную нежность. А еще он намеренно создает симулякр детского сна: недаром «Отпуск в октябре» начинается с пробуждения главной героини. Настоящее оно или это сон во сне – только предстоит разобраться.
Ощущения изолированности при всей диковинности происходящего не возникает. Здесь у героини быстро находится родственная душа. Там остаются мама и подруга, которых можно успокоить по телефону, – что удивительно, на изнанке бытия отлично работает связь.
Напряжение постепенно отступает, сменяясь любопытством, – настолько ладно скроен этот причудливый мир. В безопасном пространстве на стенах вместо узорчатых ковров аккуратно развешаны их фотографии (психоделика, которую мы заслужили!), а эксперименты с психикой не выглядят чем-то запредельным.
Наконец, комфорта добавляют уютные посиделки, на которых герои замирают перед мерцающим экраном. Вместе со зрителем – и это своеобразная рекурсия еще сильнее закрепляет эффект погружения. В захватывающий сон.
Традиционная подборка трейлеров, которые больше всего нас на уходящей неделе заинтриговали. Нетривиальный хоррор с Холли Берри, opus magnum Кевина Костнера,…
Государственный Театр Наций намерен организовать большой китайский фестиваль искусств. Такие планы озвучил художественный руководитель учреждения Евгений Миронов. Ранее провести Годы…
Не пацан, но муж. В жизни Рузиль совсем не похож на своего героя из сериала Жоры Крыжовникова, который принес ему…
Прославленный актер, лауреат множества престижных наград, включая два «Оскара», Кевин Спейси до сих пор пребывает в опале после того, как…
Бобер – не только герой глупых польских мемов, но и благородное животное. Выполняющее массу полезных для окружающей среды функций. В…
Известный шведский пересмешник, трижды лауреат Каннского фестиваля Рубен Эстлунд готовит новую сатирическую комедию, которая, без сомнения, станет не менее громким…