Фото: Пресс-служба Театра Наций
В Театре наций – осовремененная версия «Отцов и детей»: режиссер Семен Серзин взял да и поместил тургеневских героев в перестроечное время. Итог: атмосфера панка лишь подчеркнула актуальность классика, вновь отодвинув кризисный антураж на второй план. Хотя он все же заметен: здесь ходят в кожаных плащах и слушают «Гражданскую оборону», впроброс клянут коммунистов и в своем отрицании выходят за пределы цензурной речи (парадоксально, но, если вдуматься, эта единственная реплика настолько проста, точна и оскорбительна, что вполне могла принадлежать Базарову конца XX века, свободному от оков старого времени).
А еще на сцене звучит речитатив со строчкой «тургеневские девушки расщепляют атом» и народные песни в завораживающем исполнении Ольги Лапшиной, гитарные рифы и проникновенный саксофон (неожиданная ипостась Александры Бортич). Такая музыкальность неудивительна – постановщик ориентировался не только на канонический текст, но и на интервью Егора Летова и Александра Башлачева, которому посвящал отдельную театральную работу еще десять лет назад. Открывающая сцена тоже сделана в формате олдскульного интервью, в котором явственно звучит личный манифест. И сразу после него, без малейшей передышки, – поездка в отчий дом и ожесточенные пикировки.
Роли остались прежними. Не расстающийся с курительной трубкой Базаров (Семен Серзин играет его попеременно с Сергеем Волковым) развязно спокоен. Кирсанов-младший (Геннадий Блинов) послушно предан дорогому приятелю. Павел Петрович (Виталий Коваленко) привычно выходит из себя и в какой-то момент даже надевает шапочку из фольги. Николай Петрович (Владимир Майзингер) берет на себя роль миротворца. А Фенечка (Александра Бортич) старается лишний раз не привлекать внимания к себе и маленькому ребенку.
На столах сменяются графины с водкой и салаты, возникает дымящаяся картошка и хрустящие огурчики. Жизнь идет своим чередом, пока в этом круговороте скуки и отвращения Базаров не встречает Одинцову (Ирина Старшенбаум, в другом составе – Ольга Лерман). В этот момент спектакль обретает куда более пронзительное звучание: кожаный плащ и белый халат она снимает с него, замершего в страхе и смущении, словно доспехи. И когда от циничной позы ничего не остается, перед зрителем предстает совсем другой герой – ранимый и беспомощный.
Одинцова препарирует Базарова одним лишь взглядом, и он прекрасно это осознает – именно поэтому с его губ быстро срывается такое простое и одновременно сложное признание. Да и вообще все его поведение заставляет задуматься о том, что, возможно, мы намеренно обесцениваем то, чего не в состоянии достичь. В профилактических целях отказываемся от того, что нам недоступно, – просто чтобы не было так больно.
Ключевой становится томительная и тщательно скрываемая нужда в любви: Евгений резонно замечает, что безусловная забота родителей не способна ее восполнить, равно как и восхищение сверстников. Человеку нужен человек, как бы он ни стремился отрицать очевидное.
Наиболее пронзительна сцена, в которой Базаров ищет утешения в объятиях возлюбленной, а в итоге припадает головой к материнской груди. Здесь Серзин-режиссер резко расширяет личный портрет до семейного, говорит не только о кровных связях, которые остаются сильными несмотря на любые разногласия, но и о неутолимом одиночестве, альтернативой которому может стать только покой. И воля – к Пушкину тут обращаются не реже, чем к Тургеневу.
Противопоставление дворянства и условных людей от сохи обрисовано не так ярко, как можно было подумать, но и этот контраст дает право поговорить о причастности к земле в узком смысле и к Родине в понимании глобальном. Произнесенные в пылу спора фразы звучат броско, но бьют в цель через раз – все-таки Тургенев слишком монументален, чтобы воспринимать его на слух.
Слегка сбивает с толку и смешение эпох – вот герои упоминают современников немцев, вот слушают «Макбета» в советской радиопостановке, а вот говорят, что на планете живет семь миллиардов человек. С одной стороны, такие моменты позволяют уйти в метаиронию (из этого разряда, например, двусмысленная фраза «Пушкин – все!» и ярко освещенная лестница в небеса) и безболезненно отказаться от смысловых сцепок, вроде споров о религии. С другой – создают определенный стилистический разрыв между сценами.
Еще одна авторская задумка принадлежит художнику-постановщику Софье Матвеевой: она поместила героев в пространство железнодорожной станции. Ощущение перепутья усиливается и аудиально – героям то и дело приходится перекрикивать объявления станций и гудки проносящихся мимо поездов, и визуально – сцена тонет в дыму, персонажи перемещаются на чем-то, напоминающем дрезину, а зрителей норовят ослепить мощные прожекторы. Надвигающийся локомотив, разумеется, вызывает ассоциации с трагической развязкой из другого классического романа. Литературная вселенная замыкается.
Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…
В Москве завершился юбилейный 45-й Международный студенческий фестиваль ВГИК. Главная задача смотра – укрепление международных связей и творческий обмен между…
Фотовыставка «След кометы», приуроченная к 90-летию со дня рождения народной артистки Людмилы Гурченко, открылась на Арбате. Она расположилась напротив дома…