Триллер Егора Баранова «Аванпост» о войне с загадочными пришельцами вышел на экраны и неплохо продвигается. Режиссер, до этого поставивший удачную серию «Гоголь» по фантастическим мотивам русской литературы, перешел к «твердой» sci-fi. Что должно давать некоторую надежду на утверждение этого жанра в нашем кино. Надежда эта не единожды обманывала нас за последние два десятилетия.
Советская кинофантастика была своеобразным жанром. С одной стороны, в историю вошли значимые фильмы мастеров режиссуры, вроде «Аэлиты» (1924) Якова Протазанова или «Планеты бурь» (1961) Павла Клушанцева. Главными экранизациями научной фантастики в СССР стали «Солярис» (1972) и «Сталкер» (1979) Андрея Тарковского, причем фантастическую, даже мистическую, сторону вопроса режиссер явно предпочитал «научной». Но большинство историй о космических путешествиях, контактах с инопланетянами, искусственном разуме начиная с 1970-х проходят по епархии детского кино: «Приключения Электроника» (1979), «Гостья из будущего» (1984). Дилогия Ричарда Викторова — «Москва — Кассиопея»/«Отроки во Вселенной» (1973-74) и «Большое космическое путешествие» (1975) по пьесе Сергея Михалкова, несмотря на «детскость», демонстрировали серьезный подход к визуальной составляющей наравне с сюжетом. Однако отношение к фантастическим фильмам как необязательному, инфантильному жанровому продукту, со временем укоренилось.
Зарубежный sci-fi в советской официальной критике порицался как «низкий» жанр. К началу перестройки западная — прежде всего, голливудская — фантастика оставила отечественную далеко позади, как в разработке спецэффектов, так и по охвату тем. Правда, на этом фоне сработала минималистичная веселая антиутопия «Кин-дза-дза» (1986) Георгия Данелии и столь же минималистичный мрачный постапокалипсис «Письма мертвого человека» (1986) Константина Лопушанского. В девяностые повторить этот трюк уже не удалось.
На фоне общего упадка кино в межеумочную эпоху, фантастика почти совсем зачахла без финансирования. Редкие удачи, вроде вампирского триллера «Упырь» (1997), как и слабые постановки, вроде экранизации повести Булгакова «Роковые яйца» (1995), не блистали в прокате. Оглядываясь назад, «твердая» фантастика 1990-х ассоциируется с такими казусами, как гомерически смешные «Монстры» (1993): бравый вояка в исполнении Бориса Щербакова сражается с облученными радиацией гигантскими мышами, крысами и воронами.
Первым же прорывом, разумеется, надо считать «Ночной дозор» (2004). Строго говоря, экранизация бестселлера Сергея Лукьяненко относится к городскому фэнтези, далекому от sci-fi. Космос и прорывные технологии оставались нам недоступны. Вместо них сытые «нулевые» годы праздновали мистический эскапизм. Героями нового времени оказались представители различных спецслужб, ведущие борьбу за стабильность.
В то же время сенсационные «Дозоры» были восприняты как возрождение кинофантастики в широком смысле, и более того — как новое слово отечественного кино, которое нужно донести миру. Действительно, фильмы Тимура Бекмамбетова обрели некоторую известность на Западе, режиссер и продюсер получил работу в Голливуде. Однако отечественная киноиндустрия, вопреки ожиданиям, тогда не усвоила его уроки.
Главный из этих уроков формулируется как — «кладите больше заварки». Деньги на фантастическое кино либо по-прежнему не выделялись, либо тратились без пользы. Именно плохое качество либо бессмыслица спецэффектов делали российскую фантастику начала века объектом насмешек отечественного зрителя — о выходе на международный уровень было нечего говорить. К таким фильмам можно отнести необязательное городское фэнтези «Поцелуй сквозь стену» (2011), испорченные экранизации детской фантастики того же Лукьяненко («Азирис Нуна», 2006) и Крапивина («Легенда острова Двид», 2009). «Запрещенная реальность» (2009) по книге Василия Головачева с характерным названием «СМЕРШ-2» выглядела дурно исполненной пародией на «Дозоры», гвоздем в крышку гроба для жанра. Вновь зритель видел суровые спецслужбы и психотронное оружие, любительски исполненную компьютерную графику, бессмысленные драки, ленивую актерскую игру.
Апофеоз подобной «глупой» фантастики — вышедшие уже в 2017 году «Защитники» Сарика Андреасяна. Кое-как сделанный псевдокомикс о выведенных в секретной лаборатории российских супергероях провалился, несмотря на рекламу и вложенные средства. Отечественные «Мстители» оказались слишком уродливы, как плохие детские игрушки.
Но не все и всегда было неудачно. В 2007 году с интересом был принят двухсерийный боевик «Параграф 78» Михаила Хлебородова. Главные роли играли Гоша Куценко и Владимир Вдовиченков на пике своей мачистской формы. Над историей, превратившейся в сценарий, поработали Иван Охлобыстин и маститый фантаст Андрей Лазарчук. Однако, несмотря на антураж — недалекое будущее, биологическое тайное супероружие, — это лишь условно научно-фантастический фильм. Его сюжет держится на любовном треугольнике и психологическом противостоянии людей в замкнутом пространстве бункера. Противостояние, естественно, переходит в прямое мочилово с невысокой зрелищностью: слоу-моушн драки, темная картинка в холодных тонах. Успех фильма был успехом относительно крепкого боевика с фантастическим элементом, что не смогло бы оживить жанр sci-fi.
Надо отметить, что изначально обойти проблему нехватки денег и симпатий широкого зрителя удавалось режиссерам авторского кино, которые на подобное и не рассчитывали. Поэтому к успехам русской научной кинофантастики нужно причислить затерявшиеся между «Ночным» и «Дневным» дозорами фильмы Алексея Федорченко и Константина Лопушанского. Федорченко создал оригинальное мокьюментари «Первые на Луне» (2004) о засекреченном полете советских космонавтов в 1938 году. Получилось дешево, но красиво, забавно и грустно.
Лопушанский, который и в 1990-е развивал начатую им в «Письмах мертвого человека» постапокалиптическую тему (фильм «Посетитель музея»), экранизировал «Гадких лебедей» братьев Стругацких в 2006-м. Это была первая экранизация классиков жанра с 1990 года, и поклонники писателей приняли фильм хорошо, хотя ученик Тарковского ставил отнюдь не развлекательную картину. Оба фильма нашли своих ценителей, но остались вещью в себе для массовой аудитории.
Также в этом ряду — дебют Александра Мельника «Новая Земля» (2008), антиутопия о мрачном недалеком будущем. Пожизненно приговоренные зэки в рамках экспериментальной программы попадают на необитаемый остров, где тут же сами строят новый ГУЛАГ и ведут кровавую борьбу за власть.
А в 2009-м Федор Бондарчук представил «Обитаемый остров». Наконец, «наши» на экране вырвались в космос, ступили на другую планету, установили контакт с иным разумом. Контакт этот, впрочем, не удался, как и сам фильм. Две части грандиозного по тем временам проекта собрали рекордные 28 миллионов долларов, но бюджет-то был на 7 миллионов больше! Завороженность зрителя красивой картинкой быстро уступала разочарованию.
Придирались и к пресловутым розовым танкам, и к плакатно-красивому Василию Степанову в главной роли. Но больше всего было претензий к ходульному сюжету, который нивелировал остросатирический смысл романа Стругацких. Хорошая научная фантастика почти неизбежно является социально-политическим комментарием к реальности. Который удавался скромным независимым фильмам, но не сработал в блокбастере Бондарчука, сделавшем акцент на гротескных драках и любовной линии.
Только в следующем десятилетии жанр понемногу начал восстанавливать свои позиции в России. Хитом проката 2012 года стала российско-американская копродукция «Москва 2017». Здесь уже был явный политический подтекст — впрочем, очень наивный. Третьестепенный английский актер Эд Стоппард играл московского маркетолога-визионера, а в роли его антагониста отметился великий Макс фон Сюдов. Герой буквально видит присосавшиеся к человечеству бренды товаров — огромных летающих монстров (при этом плохо нарисованных). В финале общество потребления терпит крах, реклама всяких продуктов запрещена. Закономерно, что «Москва 2017» провалилась в Америке, где видели и не такое лихое, да и гораздо лучше снятое кино.
Российский зритель также становился более привередливым. Неудачные эффекты и сюжет обеспечили кассовый провал антиутопии «Вычислитель» (2014) с Евгением Мироновым и Винни Джонсом про зэков на планете-каторге. Также не взлетели «Танцы насмерть» (2016), очередная история постапокалиптической Москвы, где проводится странный танцевальный турнир-жертвоприношение. Фантастике по-прежнему не хватало хороших сюжетов и хорошей компьютерной графики. Продюсеры не решались рисковать деньгами, памятуя о традиционных для этого жанра в России неудачах.
Лишь в 2017 году Бондарчук взял реванш за неудачу «Обитаемого острова», сняв фильм о вторжении инопланетян на Землю. При этом сюжет «Притяжения» (2017) можно считать инверсией постановки по Стругацким: не наш космолетчик терпит аварию на чужой планете, а чужак разбивается на звездолете в московском Чертаново. Олег Меньшиков в роли сурового солдата, Александр Петров, идущий войной на инопланетянина с командой чертановских пацанов, полюбившая пришельца честная девушка — Ирина Старшенбаум — история показалась захватывающей и остроумной, а съемки крушения НЛО были беспрецедентно хороши для нашего кино. Даже иностранная критика оценила спецэффекты и операторскую работу.
Впрочем, сюжет и подтекст «Притяжения» все же остались вторичными. Характерно, что если на родине фильм был воспринят как антиксенофобский и пацифистский манифест, The Hollywood Reporter усмотрел в нем «пропутинскую пропаганду». Возможно, «Вторжение» (2019), в котором Бондарчук продолжает начатую в «Притяжении» историю разрешит оставшиеся вопросы.
Бесспорно, что «Притяжение» задало для российской фантастики планку. Надежда на красочное и умное sci-fi кино в России воскресла, как после выхода «Ночного дозора». Эти фильмы можно и нужно критиковать, но главное, что есть сам предмет для разговора. «Аванпост», с его отчетливой актуальностью и амбициозным размахом постановки, пока планку не уронил. Впереди другие премьеры фильмов, вроде «Звездного разума», новой истории о космосе, без которого, как известно, мы не можем жить.
«Аванпост» идет в российских кинотеатрах с 21 ноября.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…