15 октября года исполняется 210 лет со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. «КиноРепортер» не смог пройти мимо такого события и вспомнил знаковые фильмы о светилах отечественного стихосложения, остановив свой выбор на уже вышедших проектах. Впрочем, от упоминания Александра Петрова мы тоже не удержались: артист сыграл Сергея Есенина в «Декабре» Клима Шипенко, премьера которого еще впереди.
«Наше все», Александр Сергеевич Пушкин нечасто становится героем фильмов и сериалов, и еще реже роль удается. А потому «Последняя дуэль» – попытка расследовать в игровой форме, что на самом деле привело к гибели поэта, – кажется оптимальным решением.
Всю жизнь охватить сложно, не скатившись при этом в байопик, а тут вдруг – детектив, заговоры, страсти, поэзия, любовь, слухи, дуэль… Все, что нужно для хорошего кино в принципе. Только вдобавок это картина о великом русском поэте, образ которого на экране воплотил Сергей Безруков. Узнать его в гриме не составляет труда, но о том, кто скрывается под кудрями и бакенбардами, мгновенно забываешь, стоит актеру произнести первую реплику.
А также: Стас Белозеров («18–14», 2007), Юра Борисов («Пророк», 2025)
Этот фильм о судьбе великого поэта Михаила Лермонтова – безоговорочный канон. Перед нами – режиссерский дебют Николая Бурляева. Он сам исполнил роль поэта, а сыну Ивану поручил сыграть Лермонтова в юности.
Пожалуй, «Лермонтов» – идеальный способ познакомиться с поэтом, даже если «Герой нашего времени» еще ждет своего читателя на полке. Страстный, мятежный, влюбленный в Россию молодой человек, Лермонтов в исполнении Бурляева никого не оставит равнодушным. И придется только вздыхать, что он не дожил даже до печально известного «клуба 27», хотя и успел при этом создать десятки потрясающих произведений.
А также: Юрий Чурсин («Из пламя и света», 2006)
Основанный на неоконченной пьесе Ахматовой «Пролог, или Сон во сне», этот четырехсерийный фильм выглядит как личное воспоминание поэтессы. Но в нем есть и портрет Серебряного века – от пышного цветения до невозвратного распада, символизировавшего конец целой эпохи.
Режиссер Дмитрий Томашпольский дважды брался за поэтические байопики («Маяковский. Два дня» – тоже его рук дело), и оба раза ему удалось просто и корректно рассказать о жизни поэта. Что важно: Светлана Крючкова сближает недостижимого творца со зрителем-читателем, создавая понятный, человечный, реальный образ Ахматовой на экране.
А также: Дана Агишева («Татарская княжна», 2008)
Поэт, а не поэтесса, сильная, но хрупкая, болезненно талантливая, любящая, любимая, но несчастная – Марина Цветаева в этом фильме воплощает беспорядочно разрушающуюся судьбу целого поколения. Фильм рассказывает о последних годах перед революцией, когда будущее предугадать невозможно и предчувствия оттого совсем тягостные.
А еще это довольно свободная игровая интерпретация биографии Цветаевой, которая не каждому поклоннику ее стихов придется по душе. Тем не менее душевности в картине достаточно, а Виктория Исакова вдруг предстает в неожиданно романтическом, даже трагическом амплуа – и оторваться совсем уж не получается.
А также: Галина Тюнина («Очарование зла», 2005)
Маяковский – фигура сложная, неоднозначная. Его не то что играть – его и цитировать сложно. И все-таки в сериале «Маяковский. Два дня», единственном пока полноценном игровом проекте о нем («ВМаяковский» жанрово намного сложнее), образ поэта оживили, да так, что не осталось места для бесконечных сплетен и баек про его скандальные похождения.
Что ж, ими и так заполнены разного качества биографические заметки о Маяковском. Не лучше ли вернуть талантливому, хоть и чудаковатому футуристу славу, которая в свое время превратила его в одного из персонажей поп-культуры? Похоже, именно эту цель и преследовал Томашпольский. И кажется, достиг: дистанция сокращается, Маяковский стараниями Чернышова оживает, и появляются совсем иные ассоциации с поэтом.
А также: Юрий Колокольников («ВМаяковский», 2018)
Сериал «Есенин», в котором русского поэта вновь (но не в последний раз в своей карьере) сыграл Сергей Безруков, – первый полноценный игровой проект, посвященный Есенину. Правда, не поэзия занимает в нем первое место, а простые человеческие страсти. Кроме того, снят он как детектив, что добавляет ему шарма. Именно такое построение сюжета вместо скучного, перечисляющего события жизни байопика, именно такое живое исполнение Безрукова и привлекло к фигуре Есенина большое внимание в 2000-е.
А также: Кирилл Прокопчук («8 комнат. Ключи Есенина», 2020), Александр Петров («Декабрь»)
Этот байопик – особенный по двум причинам. Про Высоцкого нет других фильмов и неизвестно, будут ли, а кроме Сергея Безрукова, едва ли кто-то вытянул бы такой непростой образ. Фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» критики приняли неоднозначно: кто-то ругал сценарий, кто-то форму. Не спасло даже то, что драматургическую основу картины писал сын артиста – скорее это вызвало еще больше скандалов и осуждения.
Тем не менее лента оказалась неожиданной смесью триллера и очень личной истории, которая в итоге отдает дань уважения самому Высоцкому. Безруков же в очередной раз доказал, что он – мастер перевоплощения: ничто в чертах его героя не выдало прошлые триумфы – Есенина и Пушкина.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…