Кино

От лже-майора до многоликого беса: Запоминающиеся образы Александра Баширова

Трудно найти в российской киноиндустрии столь же уникального артиста со специфичной харизмой, как Александр Баширов. Во всех смыслах народный артист, украшающий собой даже коротенький эпизод. На его счету более 180 работ, и в каждой из них Баширов демонстрирует свое как положительное, так и отрицательное обаяние. К 70-летию заслуженного деятеля культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «КиноРепортер» вспоминает его ранние запоминающиеся образы.

«Асса» (1987)

Режиссер Сергей Соловьев и сценарист Сергей Ливнев задумывали снять «индийское кино по-русски», но в итоге для отечественного зрителя картина «Асса» получилась нечто большим. Трагедия любовного треугольника, андеграундный саундтрек, плеяда талантливых артистов. В центре истории – медсестра Алика (Татьяна Трубич), которая встречается с криминальным авторитетом Крымовым (Станислав Говорухин). Последний задумал украсть скрипку Гварнери, и для этого пара приехала в Ялту. Там девушка знакомится с певцом Банананом, и через некоторое время между молодыми людьми вспыхивают чувства.

Соловьев познакомился с Башировым еще во ВГИКе, и режиссеру сразу приглянулся своеобразный студент. Сначала постановщик снял актера в картине «Чужая белая и рябой» (1986), а после пригласил и в «Асса». В драме Баширов исполнил запоминающуюся роль фальшивого майора ВВС и сообщника Крымова Шурика Бабакина. Особенно зрителям запомнился эпизод с допросом героя. Сцену снимали в Бутырской тюрьме, но создатели были ограничены во времени. Как назло, еще и Баширов не до конца знал свой текст. Но артист убедил Соловьева, что выдаст импровизацию не хуже оригинального текста. И так оно и получилось. Тот феерический бред, который нес Шурик Бабакин, аудитория запомнила надолго.

«Игла» (1988)

Следующее знаковое появление Баширова на широком экране состоялось в не менее культовой драме «Игла», главные роли в которой исполнили Виктор Цой и Петр Мамонов. По сюжету, парень по имени Моро возвращается в Алма-Ату и останавливается у своей старой подруги Дины. Герой замечает странное поведение девушки, причина которого кроется в запрещенных веществах. Моро хочет помочь Дине избавиться от наркотической зависимости и потому увозит ее в свой дом.

Баширову достался образ эксцентричного оратора Спартака. Его монолог в фильме – словно отдельная форма артхаусного искусства, где артист выдает одну запоминающуюся фразу за другой. «Каждый из нас – это один, но все мы вместе – это мы». «Остается только одна мысль в каждом нашем теле. Это мысль к существованию настоящему». «Дорогие мои! Я был с вами… Теперь меня с вам не будет».

«Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» (1989)

«Асса» – первая часть негласной кинотрилогии Соловьева. Следующей лентой стала фантасмагорическая драма «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», на съемки которой постановщик вновь пригласил Баширова. Идею названия Соловьев позаимствовал из ретро-романса «Обидно, досадно…». Сама абсурдистская комедия рассказывала о пятнадцатилетнем сироте Мите Лобанове, в чьей комнате в коммунальной квартире разворачивается самый настоящий театр абсурда. С песнями, плясками, ангелом и самим Сергеем Александровичем.

Баширову досталась роль соседа Мити по имени Толик Гнилюга. Образ героя соответствовал происходящей на экране комедийной вакханалии. Лимитчик-диссидент, самогонщик и инвалид по состоянию здоровья (завсегдатай больницы имени Кащенко), которому каждую ночь снится залп «Авроры». Толик в полосатом халате, с сигаретой в руках и сеткой на голове тревожится за судьбу обыкновенного русского человека и называет себя свободным гражданином, которому «указывают, пить ли ему с утра или не пить».

«Дом под звездным небом» (1991)

Завершил трилогию Соловьева «Дом под звездным небом», выбивающийся из общего настроения своеобразного сборника. Это более сюрреалистичное, депрессивное и мрачное произведение, которое все же удачно закрепляет то, что хотел донести до зрителей режиссер в своем постмодернистском высказывании. По сюжету, советский академик Башкирцев возвращается из-за границы и обнаруживает за собой слежку. То колесо автомобиля на полном ходу проткнуто, то труп на участок подкинут. После герой думает, что и вовсе оказался жертвой нечистой силы.

Разумеется, на роль того самого беса, предстающего в самых разных образах, Баширов подходил как никто другой. В одном из эпизодов героя представляют как «товарища по Москонцерту», Валентина Компостерова, который, в свою очередь, ведет себя броско и нахально. Самая запоминающаяся сцена – «фокус» мужчины, который берется распиливать жену своего приятеля пополам. Не сумев довести его до конца из-за выпитого алкоголя, наутро Компостеров заявляет, что вернуть все на свои места уже не получится.

«Сестры» (2001)

«Сестры» – единственная режиссерская работа Сергея Бодрова мл., чья жизнь трагически оборвалась в Кармадонском ущелье. И название, и сама история перекликаются с «братской» дилогией Алексея Балабанова, принесшей актеру признание и всенародную любовь.

Фильм начинается с того, что отец одной из героинь, криминальный авторитет, выходит на свободу. «Коллеги» вместо поздравлений предъявляют мужчине пропажу общака, который нужно вернуть. Чтобы защитить от бандитов дочку Дину, герой прячет ее в квартире у знакомого. Вместе с ней там же оказывается и Света, ребенок супруги авторитета от первого брака. Обе девочки не питают друг к другу теплых чувств, но они вынуждены найти общий язык, чтобы спастись от бандитов.

Баширов появился в «Сестрах» в роли алкоголика Сейфуллина, у которого главные героини находят пристанище. Трусоватый, ушлый и слегка эгоистичный, герой поначалу воспринимается и девочками, и зрителями как грозный пьяница, представляющий угрозу. Однако, когда маленькая Дина дает ему отпор, Сейфуллин превращается в безропотного союзника, который в определенный момент даже пытается дать отпор преследователям сестер.

«Яды или всемирная история отравлений» (2001)

В том же году Баширов появился в абсурдистской комедии Карена Шахназарова «Яды или всемирная история отравлений». 2000 год. Актер Олег Волков ведет размеренную счастливую жизнь с супругой Катей. По крайней мере, так он считает. На самом деле жена завела интрижку с соседом Арнольдом. Запивая горе в баре, Олег заводит знакомство с пенсионером Иваном Петровичем. Тот делится своей историей – ему тоже изменяли. Причем дважды. И если с первой супругой мужчина развелся, то вторую он отравил. Аналогичную месть Иван Петрович предлагает совершить и Олегу.

Разрушителя крепкой ячейки общества, соседа, работающего слесарем на мясокомбинате, сыграл Баширов. В отличие от его прошлых образов, здесь артист предстает перед нами тщедушным и пошловато простоватым, упивающимся собственным коварством. В этом сочетании и кроется очарование Арнольда, завладевшее как супругой-изменницей, так и зрителями, неизменно смеющимися над каждым его появлением в кадре.

«Мастер и Маргарита» (2005)

Владимир Бортко, мастер успешных экранизаций классических произведений, в конце 1980-х уже имел опыт работы с творчеством Михаила Булгакова. Его «Собачье сердце» по сей день считается одной из лучших работ в истории советского и российского кино. В нулевые Владимир Владимирович вернулся к Булгакову, чтобы перенести на малые экраны другое великое произведение писателя – «Мастера и Маргариту». Мини-сериал Бортко стал одной из самых значимых и масштабных телевизионных работ в российской индустрии на тот момент.

В «Мастере и Маргарите» появилось множество ведущих артистов эпохи. Александр Галибин, Сергей Безруков, Анна Ковальчук, Олег Басилашвили, Владислав Галкин, Александр Адабашьян, Александр Абдулов и многие другие. Сыграл в мини-сериале и Баширов, изобразивший кота Бегемота в человеческом обличье. И хотя сам актер отнесся к получившемуся образу довольно критично, зрителям не шалящий, никого не трогающий и починяющий примус герой пришелся по душе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Антон Федоров поставит свою первую оперу

В Пермском театре оперы и балета готовятся к первой премьере сезона – опере Карла Марии фон Вебера «Вольный стрелок». Над…

6 часов назад

Мария Лемешева – о непотизме, актерских династиях и героях октябрьского номера

Принимая номер, вдруг отметила, что сразу несколько его героев – представители известных семей, причем именно в артистической среде.  Непотизм –…

10 часов назад

«Бриллиантовая бабочка» приземлится в «Мастерской «12» Никиты Михалкова»

Открытая Евразийская кинопремия «Бриллиантовая бабочка», которая впервые будет вручена 24 ноября, пройдет в «Мастерской «12» Никиты Михалкова». В здании на…

10 часов назад

Документальный фильм про Никиту Михалкова выйдет в начале октября

Авторы документального фильма «Никита», посвященного народному артисту РФ Никите Михалкову, объявили дату его выхода. Премьера пройдет 7 октября в большом…

11 часов назад

Умерла Клаудия Кардинале

Итальянская актриса Клаудия Кардинале ушла из жизни в возрасте 87 лет в своем доме в городе Немур, недалеко от Парижа,…

13 часов назад

Всадник по имени Кид: Незабываемые роли Роберта Редфорда

18 августа ушел Роберт Редфорд – выдающийся актер, одаренный режиссер и неутомимый активист, который с равным энтузиазмом защищал экологию и…

15 часов назад