На этой неделе на Netflix выходит сериал по «Декамерону», монументальному произведению Джованни Боккаччо, которое до этого не раз пытались экранизировать. Почти каждая из адаптаций пыталась выглядеть самобытной, но далеко не всем удалось добиться нужного результата. О самых разных киноверсиях «Декамерона», от немой драмы и мультфильма до средневекового «Американского пирога», читайте в материале «КиноРепортера».
Первая экранизация «Декамерона» появилась еще на заре кинематографа. Разумеется, что на тот момент индустрия была ограничена технологиями, и полноценно перенести на экран произведение Боккаччо было невозможно. Режиссер Херберт Уилкокс снял картину по мотивам собрания новелл, в которой переодетый сын сарацинского султана влюбляется в страдающую амнезией мусульманскую принцессу. «Ночи Декамерона» в целом нашли положительный отклик у аудитории. Критики похвалили актерскую игру, реквизит и декорации, но в то же время ругали слабую нарративную часть фильма. К слову, сам Уилкокс не был доволен сюжетом – он называл первоначальный сценарий смердящим и согласился работать над лентой только в том случае, если ему позволят менять историю прямо во время съемок.
В следующий раз кинематографисты вновь обратились к альманаху Боккаччо только спустя почти 30 лет. Однако в этот раз подошли к производству более основательно. За основу вторых «Ночей Декамерона» авторы взяли три истории: девятый и десятый рассказ второго дня и девятый рассказ третьего. Ввиду этического кодекса кино того времени особо откровенный контент пришлось вырезать. Например, сценаристы скорректировали диалоги между Паганино и Бартоломеей, а также переместили родимое пятно Джиневры из-под груди на заднюю часть плеча.
Ходили слухи, что первоначально на одну из главных ролей рассматривали Питера Устинова, который на тот момент уже получил номинацию на «Оскара» за пеплум «Камо грядеши» (1951). Актер даже вроде бы участвовал в написании сценария, однако в конечном итоге он все же выбыл из проекта. Музыку к «Ночам Декамерона», кстати, написал Энтони Хопкинс. Но не всеми любимый Ганнибал Лектер, а его тезка (композитор работал под псевдонимом), который после премьеры ленты оказался на радио BBC, где он последующие 40 лет делился со слушателями музыкальными познаниями.
А вот мы добрались и до необычной адаптации «Декамерона». Чехословацкий режиссер Иржи Трнка решил перенести одну из историй сборника на широкие экраны в анимационном формате. Если быть точнее, то с помощью кукольной мультипликации, которую постановщик очень любил и ценил. С самого детства Трнка шил тряпичные куклы, вырезал их из дерева и даже давал небольшие представления для друзей. В какой-то момент на талант мальчишки обратил внимание Йозеф Скупа, будущий крупнейший чешский кукольник, взявший Иржи под свое крыло и открывший ему мир настоящих театральных представлений.
Как и его предшественники, Трнка адаптировал «Декамерон» частично. В качестве основной истории он выбрал второй рассказ четвертого дня, повествующий о сладострастном монахе Альберто, решившим охмурить одну из прихожанок. Подлец видит набожность дамы и использует ее в своих коварных целях – он внушает героине, что в нее влюблен сам архангел Гавриил и только протагонист может организовать их встречу.
В «Декамероне» 1971 года масштаб истории уже заметно вырос. Вместо одной-двух-трех историй – десять сюжетов, органично вплетенных в общее повествование. Этим фильмом Пьер Паоло Пазолини запустил свою знаменитую «Трилогию жизни», в которой режиссер исследовал современное общество и его ограничения через сюжеты и героев классической литературы. В дальнейшем постановщик пополнит серию «Кентерберийскими рассказами» и «Цветком тысячи и одной ночи».
Пазолини снял «Декамерон» в привычной ему бунтарской, экстравагантной и откровенной манере с привкусом марксизма. Картина вызвала споры, в том числе о том, уместно ли было переиначивать произведение Боккаччо в угоду видению режиссера. Однако многим такая трактовка «Декамерона» пришлась по вкусу, а на Венецианском кинофестивале 1971 года картина удостоилась «Серебряного медведя».
Главные роли в фильме исполнили любимые артисты Пазолини, Франко Читти и Нинетто Даволи. Последний наверняка знаком отечественным зрителям – харизматичный артист с мини-афро сыграл в «Невероятных приключениях итальянцев в России» Эльдара Рязанова.
«Декамерон» во второй раз ушел в длительный отпуск, чтобы вернуться в кинематограф спустя 30 лет. Правда, на этот раз в виде романтической комедии с Хейденом Кристенсеном и Мишей Бартон. В центре сюжета – группа людей, которые спасаются от эпидемии чумы на тосканской вилле. Нет, никаких триллеров и ужасов ожидать не стоит. Скорее наоборот. Упор тут делается на непристойности, однако она получилось настолько безвкусной, что даже немного удивительно, как создателям удалось уговорить на подобное Тима Рота.
Фильм о любви был буквально переполнен похотью и обнаженкой и больше напоминал средневековый «Американский пирог» или бюджетную порнопародию, нежели отдаленную адаптацию «Декамерона». Кристенсен на тот момент переживал «кризис Энакина Скайуокера», и те редкие проекты, куда приглашали новоиспеченного Дарта Вейдера, чаще всего оказывались откровенным проходняком. «Территория девственниц» сказалась на карьере артиста далеко не самым лучшим образом, а режиссер комедии Дэвид Лиленд, когда-то снявший «Хочу, чтобы ты был здесь» и один из эпизодов «Братьев по оружию» Спилберга и Хэнкса, и вовсе больше не возвращался к режиссуре.
В середине 2010-х «Декамерон» снова вернулся на родину и оказался в руках режиссерского дуэта братьев Паоло и Витторио Тавиани. У постановщиков уже имелся опыт адаптации литературных произведений, включая ленты по мотивам творчества Александра Дюма, Луиджи Пиранделло и Льва Толстого. «Декамерон» Тавиани основан на «Декамероне» отчасти. Фабула нескольких историй из оригинального сборника осталась прежней, но итоговое исполнение получилось максимально пресным и местами скучным. Визуально фильм выглядит достаточно аутентичным, однако внешняя красота не смогла скрыть отсутствие плавности повествования, что в свою очередь негативно отразилось на структурной целостности картины.
Еще одна невероятно странная экранизация «Декамерона». Впечатлившись первой историей третьего дня, в которой псевдонемой монах попадает в женский монастырь, режиссер и сценарист Джефф Бэйна набросал план будущего фильма. Полноценной истории у постановщика не было, и поэтому он разрешил актерам импровизировать в диалогах. Несмотря на внушительный актерский состав (Элисон Бри, Дэйв Франко, Обри Плаза, Джон Си Райли и Ник Офферман), творческая свобода артистов не всегда кажется уместной. Вдобавок к этому «Малые часы» пытаются казаться эротическим фарсом, но ни должной откровенности (именно откровенности, а не похабства), ни уморительного асбурда в фильме практически не наблюдается. Авторы отчаянно пытаются поговорить со зрителем на языке современной иронии и треша, но выходят у них только разговоры об угаре и содомии.
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…