Кино

Особый порядок: 8 фильмов с нелинейным развитием событий

На этой неделе в кинотеатрах вышла инвертированная версия «Необратимости» Гаспара Ноэ. В отличие от оригинала, в фильме (в прокате – «Необратимость. Полная инверсия») не перевернутая, а прямая хронология событий. Режиссер, который сам перемонтировал ленту, сравнил эту версию с ремиксом, «менее концептуальным, чем оригинал, но с более отчетливыми голосами». Правда, и с перевернутым порядком событий этот фильм отлично услышали – он оказался настоящей сенсацией. «КиноРепортер» вспомнил еще 8 важных картин, в которых события происходят не в хронологическом порядке.

«Малхолланд Драйв» (2001)

Перевернутая хронология – не просто дешевая уловка, чтобы запутать зрителя и нагнать таинственности. В одном из самых известных фильмов Дэвида Линча «Малхолланд Драйв» события тоже развиваются (по одной из версий) не в хронологическом порядке. Блондинка Бетти (Наоми Уоттс), приехавшая покорять Голливуд, обнаруживает дома брюнетку (Лаура Хэрринг), которая попала в аварию и после нее ничего не помнит, даже свое имя. Вместе они пытаются разобраться, что произошло, и эти поиски приводят их в другую реальность. Там брюнетка – кинозвезда Камилла Роудс, блондинка – ее подруга Дайана Сэлвин тоже актриса, но гораздо менее успешная.

«Малхолланд Драйв» – фильм-загадка, которую зрители пытаются разгадать уже 20 лет. Одна из самых популярных версий связана как раз с течением времени – мол, это кино идет не от начала к концу, а начинается с середины, за ней следуют концовка фильма и только после этого начало. 

«Одержимость» (2004)

Ремейк французского фильма «Квартира», главные роли в котором сыграли Венсан Кассель и Моника Беллуччи. В картине Пола МакГигана герой Джоша Хартнетта Мэтт приезжает в Чикаго после 2 лет в Нью-Йорке, он обручен и готовится к ответственной поездке в Китай. В Чикаго два года назад он встретил танцовщицу Лизу (Дайан Крюгер), влюбился в нее, но вскоре она внезапно исчезла, не оставив ему ничего, что могло бы подсказать, как ее найти. Мэтт решает попробовать найти ее, но в квартире Лизы встречает незнакомую девушку – ее тоже зовут Лиза (Роуз Бирн), и она утверждает, что всегда жила здесь. История отношений рассказана через серию флешбэков, которыми перемежаются попытки Мэтта найти Лизу в настоящем.

«Вечное сияние чистого разума» (2004)

Любовная драма Мишеля Гондри. Джоэл (Джим Керри) знакомится в электричке с Клементиной (Кейт Уинслет), яркой девушкой с яркими волосами, и влюбляется в нее. А вскоре понимает, что они уже встречались до этого, но после болезненного расставания решили стереть друг друга из памяти. Не только повествование перемещается из настоящего в прошлое – герои буквально оказываются в своих воспоминаниях. Как понять, в каком времени находятся герои? Лучшая подсказка – цвет волос Клементины, в разные периоды их отношений он разный.

«Вавилон» (2006)

Мексиканец Алехандро Гонсалес Иньярриту – еще один режиссер, известный своей любовью к сложным драматургическим построениям. «Вавилон» – заключительная часть так называемой «Трилогии о смерти». В каждом из входящих в нее фильмов рассказывается о героях, не знакомых друг с другом, которые по стечению обстоятельств оказываются связаны друг с другом.

В «Вавилоне» (после успеха первых двух частей Иньярриту смог привлечь к съемкам звезд первой величины – Брэда Питта и Кейт Бланшетт) попеременно развиваются линии разных героев, чтобы в конце режиссер свел их вместе. Действие происходит на разных континентах – все отражает главную метафору Иньярриту, что наш мир – один большой Вавилон.

«500 дней летa» (2009)

Чаще всего перевернутая хронология бывает у боевиков и приключенческих фильмов, где в прошлом скрыта разгадка, ключ к тайне, который герой пытается найти. Но не только в них, например, в фильме Марка Уэбба про любовь «500 дней лета». Зрители сразу знают, сколько отмерено этим отношениям (в оригинале в названии каламбур: главную героиню зовут Саммер, то есть Лето), но развиваются они нелинейно – не от первого дня к последнему, а флешбэками, от плохих дней их отношений к хорошим, и наоборот.

«Интерстеллар» (2014)

Если есть режиссер, у которого непростые отношения со временем, то это Кристофер Нолан (что стало поводом для множества мемов). Уже в его дебютном «Помни» у главного героя (Гай Пирс), расследующего смерть жены, были проблемы с памятью, а повествование развивалось сразу в нескольких направлениях. В «Начале» Нолан раскладывал реальность на несколько уровней (и в каждой время текло по-своему), а в «Доводе» и вовсе пустил время вспять. Но отношения со временем даже необычнее в «Интерстелларе».

Для главного героя, бывшего пилота Купера (Мэттью МакКонахи), отправившегося в космос с миссией спасти Землю, время течет иначе, чем для его оставшихся на Земле родных. А когда Купер попадает в сингулярность, он начинает иначе воспринимать ход времени – не изнутри, но снаружи. Кроме того, зрителям запомнилась сцена на планете, где из-за чудовищной гравитации время шло гораздо быстрее. Сценарий фильма отметили не только кинокритики, но и физики, так что, возможно, все в нем происходящее – не фантастика, а открытия будущего.

«Транс» (2013)

Дэнни Бойл тоже любит рассказывать истории с конца. Например, в «Миллионере из трущоб», получившем «Оскара» как лучший фильм 2009 года, главный герой сначала выигрывает главный приз на телеигре, а затем зрителям рассказывают, откуда он знал правильные ответы. В «Трансе» интрига и вовсе завязана на времени: сотрудник аукционного дома (Джеймс МакЭвой), похитивший с подельниками очень дорогую картину, не может вспомнить, куда он ее спрятал. Он идет к психологу для того, чтобы восстановить события прошлого и найти в памяти разгадку, где находится полотно.

«Исчезнувшая» (2014)

Дэвид Финчер — тоже мастер нелинейного повествования (потому что любит рамки, которые помещает в рамки). В его фильмах много флешбэков – например, в «Социальной сети» герои, находящиеся в комнате для переговоров, вспоминают события, ставшие причиной судебных исков. Или в недавнем «Манке», где Херман Манкевич пишет сценарий «Гражданина Кейна» и погружается в воспоминания о событиях прошлого.

То же можно сказать про «Исчезнувшую» – в самом начале мы узнаем от главного героя Ника (Бен Аффлек) об исчезновении его жены Эми (Розамунд Пайк), подозрительно похожем на похищение. После этого история развивается сразу в двух направлениях: зрителям рассказывают и об отношениях главного героя с женой, предшествовавших ее пропаже, и о том, как идет расследование. Правда, нелинейное повествование в данном случае – выбор писательницы Гиллиан Флинн, автора книги и ее киноадаптации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

1 час назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

15 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

17 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

19 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

21 час назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

23 часа назад