Одним из важных событий нового киногода станет 96-я церемония вручения «Оскара», намеченная на 10 марта. У каждого, несомненно, есть свои любимчики – фильмы, актеры, режиссеры, за успех которых хочется скрестить пальцы. «КиноРепортер» не остался в стороне от бурных обсуждений оскаровских фаворитов и тоже выдвинул достойных кандидатов, которые, по нашему мнению, заберут статуэтки в семи ключевых номинациях.
Битва «Барби» Греты Гервиг и «Оппенгеймера» Кристофера Нолана оказалась самым обсуждаемым событием 2023-го – в зарубежном кино уж точно. Было ясно, что кассовые баталии, в которых победил пластмассовый розовый мир, продолжатся и в наградном сезоне. И если поначалу имелись сомнения, кому в итоге достанется пальма первенства, то сейчас очевидно: куклам – деньги, физикам-ядерщикам – призы. При сумасшедших 413 номинациях на всевозможные премии «Оппенгеймер» преуспел 208 раз, забрав в том числе пять «Золотых глобусов» в ключевых категориях. У «Барби» – 316 номинаций и 91 победа. «Глобусы» же ей достались лишь «утешительные»: за лучшую песню и кинематографические/кассовые достижения.
Подобный расклад, скорее всего, повторится и на «Оскаре». «Оппенгеймер» как самый важный, солидный, во всех отношениях большой фильм 2023-го должен завоевать главную статуэтку. Нолан доказал, что не обязательно превращать свое творение в политкорректный балаган а-ля «Все везде и сразу», чтобы привлечь зрителей в кинотеатры. А сами зрители, обеспечившие его картине рекордные для байопиков $955 млн, получили приятную возможность не только полюбоваться на голливудских звезд, но и поразмышлять над насущными проблемами. Для отечественной публики это тоже актуально. Благо и оригинальная книжка «Оппенгеймер. Триумф и трагедия Американского Прометея» доступна к ознакомлению на нашем родном языке.
Среди режиссеров-номинантов – те же лица, что и в основной категории: вместе с Кристофером Ноланом на награду замахиваются Йоргос Лантимос («Бедные-несчастные»), Жюстин Трие («Анатомия падения»), Джонатан Глейзер («Зона интересов») и Мартин Скорсезе («Убийцы цветочной луны»). Последний уже обогнал Стивена Спилберга по числу номинаций и стал единственным ныне живущим постановщиком, претендовавшим на режиссерский «Оскар» 10 раз (впереди лишь Уильям Уайлер – у него 12 номинаций). «Убийцы цветочной луны», конечно, – одна из его лучших работ в XXI веке. Да и Глейзера с Лантимосом, чьи ленты до России пока не добрались, не стоит сбрасывать со счетов. Но все же, похоже, нас ждет повторение прошлогодней ситуации, когда два важнейших «Оскара» получил один и тот же человек.
До «Оппенгеймера» Академия кинематографических искусств и наук могла не раз осчастливить Нолана, но «Мементо», «Начало» и «Дюнкерк» в свое время остались ни с чем. Предпоследний фильм имел все шансы урвать «Оскара» за сценарий, а последний – за режиссуру. Но «Король говорит!» и «Форма воды были против. Зато теперь Нолан продемонстрировал поистине уникальное умение дирижировать огромным оркестром и сделал практически невозможное: превратил занудную, казалось бы, драму, где хмурые мужики в шляпах 3 часа о чем-то болтают, в куда более захватывающее зрелище, чем блокбастеры про супергероев.
Логика подсказывает, что торжество «Оппенгеймера» будет неполным без чествования его главной звезды. Киллиан Мерфи всю жизнь шел к столь значительной роли. Причем первую оскаровскую номинацию он отметил кусочком торта и скромными посиделками с родителями. Кажется, при любом исходе достойный ирландец сохранит ту же невозмутимость, что и в кадре. Его персонаж не утратил ее, даже осознав, что стал «смертью, разрушителем миров». Как бы то ни было, перформанс Мерфи у Нолана, наконец доверившего одному из своих талисманов ведущую роль, трагично монументален. Но мы рискнем пойти против логики (ведь и «Оскар» дружит с ней не всегда) и выберем иного фаворита – единственного, кто способен сбросить Киллиана с пьедестала.
Речь о Поле Джаматти, который изобразил саркастичного, но глубоко одинокого историка Пола Ханэма в печальной трагикомедии Александра Пэйна «Оставленные». Этот замечательный фильм – готовая рождественская классика, что хочется пересматривать каждый год, согреваясь ее уютным теплом. Джаматти, как и Мерфи, недавно завоевал «Золотой глобус». А эволюция его героя в большей степени отвечает чаяниям простого (в том числе российского) зрителя, чем терзания угрюмого физика. Ворчливый учитель не признавал свою неприкаянность, пока не застрял на зимних каникулах в школе вместе с поварихой и учеником-бунтарем. Именно в них он обрел в итоге родственные души, напомнив всем нам, что без поддержки близких далеко не уедешь. Пожелаем добряку удачи?
Не успели «Бедные-несчастные» завоевать «Золотого льва» в Венеции, как все посмотревшие принялись в один голос петь дифирамбы Эмме Стоун, которая отметилась чуть ли не ярчайшей ролью в карьере (ее Белла совершила самоубийство и воскресла с мозгом собственного нерожденного ребеночка). Уже по трейлеру заметно, как разрывает Эмма, – причем на всех уровнях. Пластика, манера ходить и говорить, развитие характера героини, которая познает окружающий мир, свое тело и женскую силу, – что-то с чем-то. Полагаем, тяга к диким экспериментам, пробудившаяся в Стоун не только с «Бедными-несчастными», но и с «Проклятием», незамеченной не останется.
Роль Беллы принесла ей «Золотой глобус» в комедии/мюзикле, тогда как соответствующая награда в драматической категории досталась Лили Гладстоун из «Убийц цветочной луны». Присутствие представительницы коренных народов в списке номинантов важно по понятным причинам. Но Гладстоун хотя бы полностью отдалась роли Молли Беркхарт, чья семья пострадала от так называемого «осейджского заговора». А вот наличие Америки Ферреры (она тоже потомок индейцев) из «Барби» среди номинанток за лучшую женскую роль второго плана можно объяснить лишь подходящим для такого дела именем. В общем, дерзкая и бесстрашная Эмма Стоун наиграла на вторую статуэтку решительнее прочих прекрасных дам.
Интересная категория, в которой схлестнулось несколько первоклассных артистов. Роберт Де Ниро из «Убийц цветочной луны» напомнил о своем величии злодейской ролью инициатора террора против индейцев. Райан Гослинг (возмущенный отсутствием в номинантах Марго Робби и Греты Гервиг) в очередной раз блеснул комедийным талантом. Но для истории важнее камбэк Роберта Дауни мл., доказавшего, что жизнь существует и после «Мстителей». Провал «Удивительного путешествия доктора Дулиттла» (2020) вынудил экс-Тони Старка замолчать на три года. А затем он вернулся с лучшей, по его мнению, ролью в карьере: Льюиса Штраусса, работника Комиссии по атомной энергии и агрессивного антагониста Роберта Оппенгеймера.
«Оскар» обожает громкие возвращения. Прошлый год ознаменовался сразу двумя: преобразившийся Брендан Фрейзер праздновал победу с «Китом», а выплывший из небытия Ке Хюи Куан стал частью грандиозного ограбления от «Все везде и сразу». Дауни, которому заоблачные марвеловские гонорары обеспечили безбедную старость, мог бы вообще не сниматься или мелькать во всякой ерунде от Netflix – как его недавние коллеги Крис Эванс и Крис Хемсворт. Вместо этого он предпочел изобрести себя заново и превратить своего Штраусса в эдакого Сальери при Моцарте-Оппенгеймере, встряхнув публику ролью потрясающей внутренней силы. Ждем «Сочувствующего» Пак Чхан-ука и наматываем на ус – перезагрузить карьеру никогда не поздно.
Во второплановой категории у актрис интриги еще меньше, чем у актеров. На фоне обвинений в духе «Oscar is so white», которые повторяются из года в год, академики решили себя обезопасить. И добавили в актерские номинации темнокожих артистов, не то чтобы сверхъестественно себя проявивших. Странно видеть среди претендентов на премию за лучшую мужскую роль Колмана Доминго («Растин»), но не обнаружить Лео ДиКаприо, который выдал настоящий мастер-класс в «Убийцах цветочной луны». Однако победа Давайн Джой Рэндольф из «Оставленных» будет выглядеть логично по всем параметрам – от расовой диверсификации до профессиональных заслуг.
Ее героиня – грустная и одинокая (как и все в этом фильме) повариха Мэри Лэм. Она потеряла сына во Вьетнаме и живет теперь чисто механически. Просто существует, по сути. Ничему не радуется, пролистывает один за одним похожие друг на друга дни. Но все меняется, когда на каникулах у нее появляется компания в лице непристроенного студентика и грубоватого преподавателя. Они вместе проводят время. Выпивают. Беседуют о том о сем. А потом – на безобидной, казалось бы, праздничной вечеринке – Мэри перестает прятать боль и выплескивает ее на новых товарищей. Лишь для того, чтобы смириться наконец с трагедией и жить дальше. Конъюнктура конъюнктурой, но есть вещи на порядок выше, как говорится. Сериал «Медведь» не даст соврать.
Дабы надолго не бросать «Оставленных», предположим, что Александр Пэйн, один из тончайших драматургов современности, скоро поставит на каминную полку заслуженную третью статуэтку. Ранее удача улыбалась ему с винодельческой драмой «На обочине» (2005), где солировал тот же Пол Джаматти, и горькой курортной балладой «Потомки» (2011), где Джордж Клуни носил пестрые рубашки и маялся в солнечном гавайском аду. Вообще почти каждый фильм Пэйна, за редким исключением вроде «Короче» (2017), достоин высших сценарных наград. И «Оставленные» не должны остаться за бортом. Хотя как минимум два конкурента мощны: юридический триллер «Анатомия падения» и элегия о несчастливых влюбленных «Прошлые жизни».
А в категории «Лучший адаптированный сценарий» воцарилась легкая неразбериха. Дело в том, что на премии Critics’ Choice «Барби» завоевала приз за оригинальный сценарий. Тогда как на «Оскаре» попала в другую секцию, где представлены ленты по мотивам книжных произведений. Но «Барби» же не по книжке, верно? Верно. Зато по серии кукол компании Mattel, что академики сочли веской причиной для добавления фантазии Греты Гервиг в «адаптированную» группу. Там, по всей видимости, кукольной эскападе и светит единственный серьезный «Оскар» – хотя на пятки наступают вездесущий «Оппенгеймер», «Бедные-несчастные», «Зона интересов» и «Американское чтиво», которое победило в Торонто, но не вызвало особого резонанса.
Едва ли Академия кинематографических искусств осмелится столь радикально проигнорировать предпочтения широких масс, занесших в копилку «Барби» $1,4 млрд. Поэтому сценарная награда – последний шанс достичь подобия компромисса, чтобы не оставить фильм совсем у разбитого корыта. Пусть и с песенкой Билли Айлиш. К тому же, несмотря на засилье программных речей под флагом girl power, кукольная сказочка не лишена проблесков вдохновения и остроумия. «Все везде и сразу» этого хватило, чтобы опередить Мартина МакДону и Рубена Эстлунда. Авось и Гервиг с Ноа Баумбаком хватит.
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…
Премьер-министр России Михаил Мишустин распорядился направить дополнительные средства на поддержку отечественного кинопроизводства. Сумму в 2,6 млрд будут выделять каждый год,…