Орландо Блуму – 45. Принято считать, что его карьера повторяет судьбу его же персонажа из «Черного ястреба» Ридли Скотта: стремительный взлет, еще более стремительное падение, и с тех пор о нем никто не вспоминает. Хотя на самом деле все не так уж печально, и жалеть Орландо точно не стоит. Все у него в порядке.
Взлет, кстати, действительно получился на зависть стремительным. Первое появление на большом экране – 1997 год, байопик про Оскара Уайльда со Стивеном Фраем в главной роли. Блум там сыграл безымянного уличного проститута, который случайно пересекается взглядом с еще не дерзнувшим принять свою природу автором «Портрета Дориана Грея», одаривает его ласковой улыбкой и предлагает развлечься, но, не получив ответа, отворачивается, и больше мы его не видим.
А следом, четыре года спустя, – «Братство кольца». Дальше вы знаете: великая трилогия Питера Джексона, размашистые пеплумы «Троя» и «Царство небесное», «Пираты Карибского моря». И на четвертых «Пиратах» фактически все закончилось. Как для самой франшизы (пятую серию давайте не будем вспоминать), так и для Орландо Блума. В том смысле, что статуса звезды класса «А» он в одночасье лишился и ни в одном блокбастере – не считая «Хоббитов», где Орландо не на первом плане, – не засветился.
Однако трагедии в том никакой нет. По крайней мере, для него самого. Потому что вообще-то он и не желал никогда оказаться в центре всеобщего внимания. А когда вдруг оказался, ему это сильно не понравилось. Прямо, говорит, тошнило от собственной физиономии повсюду, от всех этих промо-кампаний, от постоянных съемок. Выгорел, бедняга. Шутка ли: десяток громких премьер за пять лет – и это не считая менее заметных картин вроде «Гавани».
Оно и понятно. Парень только-только из театрального училища – и сразу на тебе и Леголаса, и соответствующее амплуа бесстрашного воина как ярлык. И поди попробуй от него избавься. Особенно когда такое давление со всех сторон. А Орландо ж еще и ранимый по натуре. Тонкая душевная организация. Всякую критику близко к сердцу тогда воспринимал, переживал. О чем впоследствии в одном из интервью сокрушался. Дескать, была б такая возможность, настоятельно бы посоветовал самому себе из прошлого не париться так насчет того, что пишут в журналах.
От ярлыка-то он избавиться пытался и пытаться не прекращает. Но не так неистово, как те же Дэниел Рэдклифф и Элайджа Вуд. С другой стороны, эти двое, как бы их ни путали, они такие у нас одни. В плане внешности, по крайней мере. Тогда как Орландо – что-то среднее между Кайлом МакЛахленом, Джонни Деппом и Джастином Тимберлейком. Иными словами, незаурядной его наружность не назовешь. И тем не менее.
Скажем, на пике славы, в 2004-м, он снялся в британской мокьюментари-комедии «Парень из кальция», где сыграл простого молочника, придурковатого, но крепкого – благодаря регулярному употреблению молока. Настолько крепкого, что об него ломает руку претендент на титул чемпиона по боксу, и молочник неожиданно для себя сам становится претендентом (и заодно кумиром скинхедов).
Затем были вышеупомянутая криминальная драма «Гавань» (2004), у которой в активе разве что экзотические виды Каймановых островов, и чрезмерно рафинадная мелодрама Кэмерона Кроу «Элизабеттаун» с Кирстен Данст (2005). Надо ли говорить, что ни один из этих фильмов успеха не имел, пресса их растоптала, а «Элизабеттаун», имевший, на минуточку, 45-миллионный бюджет, и вовсе провалился с оглушительным треском.
Исходя из вышесказанного, резонно предположить, что когда от Блума наконец все отстали со своими леголасами и уиллами тернерами, он вздохнул с облегчением. Трудовые марафоны позади, баксов полные карманы, можно в свое удовольствие заниматься тем, к чему лежит душа. А душа у Орландо Блума широкая и лежит сразу в нескольких направлениях.
Во-первых, конечно, это театр. Он ведь, между прочим, не какой-то там самоучка, а, как было сказано выше, в специальном учреждении актерское искусство постигал. И не в одном даже. Сначала – в Британско-американской академии драмы, среди студентов которой в разные годы числились, например, Пол Радд, Рут Негга, Пол Джаматти, Чедвик Боузман и Дэвид Швиммер. Потом поступил в Гилдхоллскую школу музыки и театра, откуда в свое время Дэниэл Крэйг и Юэн МакГрегор выпустились.
При этом профессиональный театральный дебют артиста случился лишь в 2007-м – это была постановка пьесы Дэвида Стори «На празднике» в лондонском Театре герцога Йоркского. В 2013-м Орландо Блум перебрался на Бродвей и с сентября по декабрь успел 93 раза выкатить под овации публики на сцену на мотоцикле в образе Ромео из шекспировской трагедии. А в 2018-м возвратился в Лондон, чтобы сыграть в комедии «Киллер Джо» (одноименный фильм Уильяма Фридкина с Мэттью МакКонахи по той же пьесе снят).
Параллельно Орландо участвует в благотворительных проектах в качестве посла доброй воли ООН, детям помогает. В 2008-м посетил московский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Красносельский». В 2016-м побывал в Донбассе, пообщался с учениками школы, которую отремонтировал ЮНИСЕФ после того, как войска ВСУ ее разбомбили. К России Блум в принципе интерес активно проявляет: помните те фотографии, где он на лавочке читает «Братьев Карамазовых»?
Семейная жизнь, опять же, бьет ключом. В 2011-м ему родила сына австралийская супермодель Миранда Керр, с которой он спустя два года расстался, но по-хорошему, без скандалов. А в 2020-м певица Кэти Перри подарила Блуму дочь, и все у них, судя по всему, сейчас замечательно. Со стороны прямо-таки идиллическая пара, глядишь и не нарадуешься.
Ну и основной род деятельности Орландо Блум не оставляет. Без фанатизма, не напрягаясь лишний раз, всплывает то тут, то там. Причем не скатываясь до откровенно стыдных опусов, как иные его коллеги (не будем показывать пальцем). Держится чуть выше радаров, иногда экспериментирует.
В 2011-м сыграл в инди-триллере «Хороший доктор» – прилежного врача, который, влюбившись без памяти в пациентку, обнаруживает в себе пугающую темную сторону, что влечет за собой довольно чудовищные последствия. Такое «Преступление и наказание» в антураже медицинского процедурала. Кстати, создатели другого «Хорошего доктора», уже всамделишного медицинского процедурала, явно тем «Хорошим доктором» вдохновлялись: как минимум внешнее сходство между героями Фредди Хаймора и Блума прослеживается.
Или проблемная драма «Отступник» (2017) о работяге с окраины, который в детстве подвергся сексуальному насилию со стороны священника и тем страшно терзается, калеча себя морально и физически и заставляя страдать окружающих. Это, пожалуй, наиболее сложная, эмоционально насыщенная работа актера. С такими ролями Орландо Блум вполне мог бы регулярно в Канны, Венецию и Берлин гонять за статуэтками, а там, глядишь, и «Оскар» не за горами. Но оно ему вряд ли надо.
Другое дело – слетать в ЮАР. У Блума с этой страной особая связь: его отец, журналист и писатель Гарри Блум, оттуда родом, активно боролся с апартеидом, был адвокатом Нельсона Манделы. Правда, в 13 лет Орландо выяснил, что Гарри ему не родной отец, но это не важно.
Важно, что в 2013-м Блум вернулся к корням и в некотором смысле борьбу с апартеидом (точнее, уже с подлым эхом апартеида) продолжил, снявшись в полицейском нуаре «Теория заговора». В роли неправильного, но честного копа, который этот самый заговор, включающий торговлю наркотиками и похищения чернокожих беспризорников, раскрывает, по пути истребляя некоторое количество белых негодяев.
И все же, стоит признать, именно в ипостаси героического мужчины Орландо Блум смотрится органичнее всего. Даже если его перекрасить в блондина и запихнуть в суматошный китайский боевик – такой, как «Шанхайский перевозчик» (2017). Собственно, к этому он сейчас и вернулся, сделав полный круг.
«Форпост» (2019) – тот же «Черный ястреб»: американские солдаты, сыгранные многообещающими молодыми артистами (Скотт Иствуд, Калеб Лэндри Джонс, Майло Гибсон), ведут неравный бой с превосходящими силами противника. Только Род Лури, конечно, не Ридли Скотт. И вместо сомалийцев – афганские бородачи. И у Блума экранного времени на порядок побольше, он здесь колоритнейший суровый капитан, батяня-комбат, сердце не прятал за спины ребят и так далее.
Ну а «Карнивал Роу» имеет ненулевые шансы стать для Орландо таким же прорывом, каким стал двадцать лет назад «Властелин колец». С рядом существенных оговорок. Связанных с тем, что «Карнивал Роу» – вещь целиком оригинальная, что является как преимуществом, так и слабым местом. То есть, с одной стороны, здорово, что там все такое свежее, незаезженное. Богатое стимпанк-фэнтези про мировую войну, в которой участвуют люди, феи, фавны, прочие существа. Политика, интриги, немного хоррора, все по-взрослому, с жестокостью и обнаженкой. Без пяти минут новая «Игра престолов».
С другой стороны, поскольку у сериала нет никакой основы, то нет и изначальной фан-базы, способной обеспечить необходимый ажиотаж. И первый сезон, при всех его достоинствах, несмотря на громкие имена в титрах (среди продюсеров – Гильермо дель Торо), той популярности, какую он заслуживает, не снискал. Еще и производство второго сезона было отложено из-за треклятой пандемии, что положение пуще прежнего усугубило. Так как уже и те, кому «Карнивал Роу» в 2019-м полюбился, давно, поди, забыли, что это такое.
Однако второй сезон отснят и, говорят, в 2022-м должен выйти. И вы уж не пропустите. Не смотрели первый сезон – ознакомьтесь. Смотрели – пересмотрите. После «Игры престолов» ничего более достойного в жанре не появлялось. Этот ваш «Ведьмак» рядом не валялся. Подумаешь, Генри Кавилл. Полюбуйтесь лучше, как Орландо Блум выхаживает в котелке и длинном пальто на фоне любовно стилизованных под Викторианскую Англию декораций. Красиво, стильно, элегантно – закачаешься. Все еще молод, все еще горяч, все еще у него впереди.
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…
22 ноября 40-летие отмечает одна из самых успешных актрис современности – Скарлетт Йоханссон. В кино она дебютировала еще подростком, а…
Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…